Вопрос:
Я начала соблюдать несколько лет назад. Новый образ жизни я восприняла с большой радостью и энтузиазмом. Вскоре после этого я познакомилась с прекрасным человеком, мы поженились и построили замечательную семью. Проблема в том, что я начинаю терять мотивацию к тому, чтобы оставаться религиозной. Мне часто кажется, что в моей жизни чего-то не хватает. Я чувствую, что задыхаюсь от удушливых попыток выглядеть соблюдающей и вести подобающий образ жизни, хотя на самом деле внутри я уже пуста.
Шабат — это особый вызов для меня. Я трачу невероятно времени на подготовку всего лишь к двум трапезам, но они пролетают примерно за двадцать минут каждая. Праздники в этом плане не сильно отличаются, только длятся дольше.
Если вы опубликуете это письмо, пожалуйста, не упоминайте мое имя или место жительства.
Ответ:
Это очень сложная ситуация, в которой вы ищете себя. Чтобы чувствовать, что ваша духовная жизнь буквально задыхается, вам должно быть по-настоящему невыносимо тяжело…
Тем не менее, когда вы только начинали соблюдать, вы восприняли этот новый образ жизни с радостью. Так что же произошло за эти несколько лет?
Как и в случае со всем, что в нашей жизни является значимым, нам нужно работать над тем, что у нас есть, а не считать все само собой разумеющимся. Например, нам нужно постоянно работать над браком, чтобы он продолжал укрепляться и процветать. Не работая над тем, как становиться ближе друг к другу, мы рискуем привести свой брак в лучшем случае в состояние застоя, а то и попросту лишить его смысла, сделав черствым, холодным и пустым.
То же самое происходит с религиозным образом жизни. Мы не можем рассматривать его как нечто само собой разумеющееся и при этом думать, что будем продолжать ощущать вдохновение в этой сфере. Вы упорно трудитесь, чтобы заботиться о физических нуждах шабатов и праздников, но мне кажется, что за этим вам не хватает значимой духовной и эмоциональной мотивации.
Разумеется, если вы готовите весь день, а затем семья сметает всю приготовленную еду за двадцать минут, это может заставить вас почувствовать себя недооцененной. Кто бы на вашем месте не чувствовал себя так?
А ведь между прочим, нигде не говорится, что нужно истязать себя на кухне как раба при подготовке к шабату! Приготовьте какой-то достаточно простой, но при этом особенный обед или ужин, которым вы сможете наслаждаться, а не чувствовать себя напряженной, измученной и изможденной. И дайте своему мужу и детям возможность помогать вам, если они дома и не заняты, разделите с ними процесс подготовки к шабату, это очень объединяет и поднимает настроение. А если доступна такая услуга, то попробуйте заказать что-нибудь из кошерного ресторана домой — упростите себе жизнь.
Теперь представьте, что вы сначала много работали над созданием шабатних блюд, а потом, не торопясь, часами наслаждались ими в окружении друзей и семьи за интересными беседами и увлекательными обсуждениями, открывали для себя что-то новое… Я уверена, что это изменит ваши взгляды и мироощущение, внезапно вы почувствуете, что такие трапезы и правда стоят усилий.
Вам нужно оглянуться назад и вспомнить, что именно вы узнали о Торе и иудаизме, что показалось вам настолько привлекательным и чарующим, чтоб начать соблюдать — я уверена, что это была не подготовка к шабату… Возможно, это были занятия, медитации, общение, молитвы? Переключение фокуса внимания на эти аспекты сможет вывести вашу душу из нынешнего состояния, и иудаизм снова перестанет казаться вам безжизненным и непривлекательным.
Вы не говорите о том, в какой среде вы живете или к какому сообществу принадлежите. Но я думаю, что в любом случае общественная жизнь вернет в вашу жизнь интерес и разнообразие и предоставит возможность для приятного времяпрепровождения и духовных открытий. Вы можете встречаться и общаться с другими семьями? Посещайте занятия по традиции и мероприятия вашей общины, ходите на прогулки вместе с другими семьями, приглашайте на трапезы гостей и сами ходите в гости и т.д. Такой вариант возможен в ваших условиях?
Подумайте о том, что вы можете сделать в своей жизни, чтобы добавить больший смысл в ритуалы, которые стали казаться обременительными и бессмысленными. Религиозный образ жизни может быть чрезвычайно полезным и интересным, но только если традиции не будут восприниматься как обычные автоматические ритуалы, лишенные своего реального смысла и цели.