Задержитесь на мгновенье и оцените, какими драгоценнейшими дарами нас благословил Всевышний!
На прошлой неделе я провел неофициальный опрос среди своих коллег на тему того, что им нравится в еврействе. В ответах оказалось много совпадающих тем. И вот 10 самых популярных из них, представленные в произвольном порядке.
1. Еврейский народ — одна большая семья
Куда бы мы ни отправились по миру, встречая друг друга, мы чувствуем мгновенную связь. А принадлежность к такой глобальной семье означает, что у каждого из нас в различных уголках земного шара есть представители целой сети людей, которые готовы искренне заботиться о и действительно будут помогать.
«Все евреи несут ответственность друг за друга — Коль Исраэль аревим зе ла-зе».1
Мидраш рассказывает историю о двоих в лодке. Один начинает сверлить отверстие под своим сиденьем. Второй рядом с ним, видя, что тот делает, в ужасе спрашивает:
— Что ты творишь?!.
А тот отвечает:
— Это не твое дело. Я сверлю только под своим сиденьем.
Но дело в том, что все мы в одной лодке. Я отвечаю за каждого еврея, и так мы все. Мы разные части единого целого.
2. Изучение Торы
Еврейский народ получил руководство для жизни от самого Бога. Это план Вселенной, мудрость и ценности, изменившие мир.
У нас есть привилегия – мы можем и должны окунуться в его бесконечные глубины и усовершенствовать себя, погружаясь с головой в источник Истины, выходящий далеко за пределы этого мира.
3. Шабат
Один день в неделю мы отключаемся от шума и тяжелой работы «делания», чтобы снова сосредоточиться на «бытии». Шабат приносит умиротворение и предоставляет еженедельную возможность общения с семьей, друзьями и Богом.
4. Быть евреем – революционная роль
Начиная с нашего праотца Авраама, который фактически выступил против всей цивилизации своего времени и принес в мир монотеизм, евреи являются частью революционного движения, призванного изменить мир к лучшему.
Выполняя национальную миссию — нести свет для народов, — каждый еврей может вести за собой благодаря личному примеру, своим делам. Мы партнеры Бога в исправлении этого мира.
5. Цепь истории
Евреи — один из очень немногих древнейших народов в современном мире. Согласно естественному закону, мы уже должны были бы прекратить свое существование. И, тем не менее, несмотря на то, что сыны Израиля дважды были изгнаны с родной земли, затем рассеяны по всему миру и в течение долгого времени подвергались жесточайшим преследованиям, мы все-таки выжили.
Мало того — крошечная нация чудесным образом вернулась на родную землю, возродила свой язык и оставляет в мире добрый след, значительно превосходящий её численность.
В 1908 году Лев Толстой написал:
«Еврей — символ вечности. Он, которого ни резни, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч цивилизации не смогли стереть с лица земли, он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он — олицетворение вечности».
Каждый еврей является частью этой вечной цепи, звеньями которой стали такие светила, как Авраам, Моше, рабби Акива, Маймонид, Раши, Виленский Гаон и многие-многие другие.
Мы — нынешнее звено в этой цепи. И мы пишем свою главу продолжающейся еврейской истории.
6. Революционный взгляд на роль женщины
В то время, как древние цивилизации унижали женщин, рассматривая их, в сущности, как движимое имущество, Тора дала женщинам полную защиту прав в браке, обязывая мужа уважать и лелеять свою жену.
Иудаизму свойственно уважение к сильным сторонам женщин: их способности глубоко понимать, тяготение к духовности и интеллектуальному развитию, непоколебимой приверженности моральным взглядам иудаизма – это очевидно из многих библейских рассказов о еврейских женщинах. В одном из известных эпизодов книги Берешит Всевышний обращается к нашему праотцу Аврааму, говоря о его жене: «Во всем, что Сара тебе скажет, слушайся голоса ее».2
Талмуд пишет: «За заслуги праведных жен Бог вывел еврейский народ из египетского рабства».3
7. Еврейская семья
Герои еврейского народа — это поколения преданных своему делу матерей и отцов, которые взяли на себя священную задачу создать дом, полный атмосферы любви и уважения, и привить своим детям настоящие еврейские ценности.
В иудаизме главную роль играет дом, а не синагога. Еврейская жизнь строится вокруг семьи, которая собирается вместе — есть, учиться, праздновать, сострадать и, что самое важное, передавать свет нашего общего наследия следующему поколению.
8. Присутствие Бога всегда и во всем
Иудаизм учит нас, что Бог активно участвует во всем, а потому случайностей не существует. И все, что с нами происходит, имеет благую цель. Мы можем чувствовать себя более уверенно, осознавая, что находимся в любящих объятиях Всевышнего.
9. Наслаждаться физическим миром
Евреи не аскеты. Чтобы жить еврейской жизнью, нужно полностью погрузиться в мир. Однако задача состоит в том, чтобы использовать все материальное как средство для достижения высокой цели, объединяя его с духовным. Таким образом мы не позволять физическому завладеть нами полностью.
Хотите насладиться ванильным фраппучино? Позвольте себе это, ведь Талмуд учит, что в Грядущем мире Всевышний непременно укорит нас, если мы в течение жизни отказывались от разрешенных и при этом доступных нам удовольствий.4
10. Действия превыше всего
Во всем, что мы делаем, как учит наша традиция, важны чувства и намерения. И все же больше всего Тора заботится о действиях.
Выполняйте заповеди, даже если к этому, как вам кажется, не лежит ваше сердце. Быть хорошим слишком важно, чтобы в этом зависеть от редких моментов вдохновения или чистой мотивации. Вот почему в иудаизме благотворительность называется «цдака», что происходит от еврейского корня «цедек» — справедливость.
Во многих языках слово «благотворительность» происходит от латинского «caritas» — любовь, доброта, забота. Ведь благотворительность подразумевает акт милосердия, проистекающий из любви и заботы. В русском корни этого слова так же подразумевают, что благотворительность — это проявление доброты.
Цдака же не полагается на любовь. Поступите правильно, справедливо — и выпишите чек. И, если вы заставите себя поступать правильно, скорее всего, ваши чувства присоединятся к этим вашим действиям.
Сноски
- Санхедрин, 27б.
- Берешит, 21:12.
- Сота, 11б.
- Иерусалимский Талмуд, Кидушин.