Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

12 фактов о Биньямине, которые должен знать каждый из нас

1.        Младший сын

Общеизвестно, что у нашего праотца Яакова было 12 сыновей, которые стали прародителями 12-ти колен Израиля. 11 из них родились в Харане, когда Яаков жил у своего тестя Лавана и пас его стада,1 а самый младший, Биньямин (בנימין; 2207—2318 гг. по еврейскому календарю или 1554—1442 гг. до новой эры), появился на свет в Кнаане, когда Яаков со всей своей семьей возвращался в родные края.2 Вместе с Биньямином родилась сестра-близнец.3

2.        Его рождению предшествовало благословение Бога «Плодись и размножайся!

Незадолго до рождения Биньямина Всевышний дал Яакову благословение: «Плодись и размножайся! Народ и сонм народов произойдут от тебя, и цари произойдут из чресл твоих».4

Биньямин был единственным, кто родился у Яакова после этого благословения. Его колено на самом деле было многочисленным и, действительно, впоследствии среди его потомков были цари (подробнее об этом ниже, в гл. 11), хотя трон в Израиле по закону принадлежит царям из колена Йегуды, по линии царя Давида.

3.        Родился, когда Якову было 100 лет

Имя Биньямин можно разбить на слова: «бен ямин» (подробнее о значении этого имени в гл. 5). В переводе с иврита «бен» — «сын», а числовое значение слова «ямин» (ימ”ן) – 100, это намек на то, что мальчик родился, когда его отцу было 100 лет.5

4.        Его мать умерла при родах

Рахель, любимая жена Яакова, долго оставалась бездетной и очень из-за этого страдала, тем более видя, как ее сестра Лея и две их с Леей служанки, Бильга и Зильпа, тоже ставшие женами праотца, рожали детей одного за другим. Но и ее Всемогущий наконец благословил сыном, которого она назвала Йосеф.6

Спустя некоторое время после рождения первенца Рахели Яаков решил вернуться в Святую Землю. В пути, по дороге из Бейт-Эля в Бейт-Лехем, Рахель родила второго сына. Эти роды были очень тяжелыми, и как только на свет появился мальчик, она скончалась, но до этого еще успела дать ему имя.

5.        При рождении получил другое имя

Умирая, Рахель назвала новорожденного «Бен-они», однако Яаков немного изменил это имя — на «Бен-ямин» (Биньямин).7

Раши объясняет, что «Бен-они» означает «сын моего страдания», а «Бен-ямин» можно интерпретировать двояко: как «сын юга», поскольку Святая Земля находится к югу от Харана, откуда семья начала свой путь, или как «сын старости» (о чем говорит числовое значение слова «ямин»), подразумевая тот факт, что мальчик родился позже своих братьев, когда его отец был в почтенном возрасте.8

Другие, однако, объясняют имя «Бен-они», данное Рахелью, как «сын моих усилий», имея в виду непростые испытания, которые пришлось преодолеть Рахели, чтобы дать ему жизнь. Но Яаков придал имени ребенка особую силу, ведь «Бен-ямин» можно также перевести как «сын десницы», что говорит о стойкости, ведь сила человека сосредоточена в его правой стороне.9

6.        Был похож на мать

Про Рахель и ее старшего сына Йосефа Тора пишет, что они были «красивы станом и красивы видом».10 А в Зоар сказано, что Биньямин был внешне похож на мать.11 То есть очевидно, что дети Рахели были похожи.

7.        Очень скучал по старшему брату, пока судьба того была неизвестна

Его детство и юность прошли в Хевроне. Вместе с другими братьями он изучал основы Божественной мудрости под руководством отца и деда Ицхака.12

 Когда Биньямину было 9 лет, при загадочных обстоятельствах пропал 17-летний Йосеф. На самом же деле, как известно, он был продан в рабство и, в конце концов, оказался в Египте. Родные не знали о его судьбе, думали, что его уже нет в живых, а Биньямину его очень не хватало.

Яаков женил десятилетнего Биньямина на Махалье, дочери Арама (внук Тераха, отца Авраама), и у них родилось пятеро сыновей. В возрасте 18 лет Биньямин взял себе вторую жену по имени Арват, которая была дочерью Зимрана из рода праотца Авраама. От Арват у него родилось еще пятеро сыновей.13 Всем своим детям Биньямин дал имена, в той или иной степени отражающие его тоску по брату и печаль из-за их разлуки.14

8.        Отец беспокоился, чтобы с ним не случилось несчастье, как с Йосефом

Когда в Ближневосточном регионе начался голод, сыновья Яакова отправились в Египет, чтобы раздобыть зерна: было известно, что там собран огромный запас продовольствия. При этом Яаков не пустил Биньямина с братьями, «чтобы с ним не случилось несчастье».15 После исчезновения Йосефа младший сын остался для отца единственным живым напоминанием о Рахели, которую он так любил.

Тем временем Йосеф, прошедший в Египте путь от раба до второго после фараона лица государства, ведал в эту пору всем, что было связано с зерном. Узнав пришедших за покупкой зерна братьев и не увидев среди них Биньямина, он был обеспокоен, не случилось ли что-то и с ним.

Не желая раньше времени признаваться, что он их брат, при помощи хитрого плана Йосеф заставил братьев еще раз прийти в Египет, на этот раз приведя с собой Биньямина.16

Хотя Яаков поначалу не решался отпускать младшего сына в дальний путь с братьями, но спустя два месяца, понимая, что другого выбора нет, в конце концов согласился, тем более, что Йеуда взял на себя личную ответственность за младшего брата, пообещав во что бы то ни стало вернуть его отцу.17

В 2228 году (1532 до новой эры) наш праотец Ицхак, дед детей Яакова, умирая, благословил Биньямина, как и других своих детей и внуков.18

9.        Йосеф устроил братьям испытание ради него

Когда перед Йосефом предстали все 11 братьев, у него выступили слезы, но он сдержался и продолжил осуществлять свой план. От его имени их пригласили на торжественный обед, где во главе стола сидел сам Йосеф, демонстрируя гостям свое расположение, особенно Биньямину.

После трапезы, когда братья уже не ожидали подвоха, Йосеф приказал своим помощникам спрятать его серебряный кубок в дорожный мешок Биньямина, чтобы на следующий день использовать это как предлог задержать всех их в Египте и увидеть истинное отношение к младшему брату.19

Все сложилось, как и хотел Йосеф — ситуация спровоцировала братьев на эмоциональное откровение, и сразу стало ясно, что все они искренне сожалеют о том, как когда-то поступили с ним, а к Биньямину относятся с искренней теплотой и заботой. Тогда Йосеф наконец признался братьям, кто он, и в слезах обнялся с Биньямином.20

10.   Благословляя, отец сравнил его с волком

Перед смертью Яаков каждому из своих сыновей дал особое благословение. Обращаясь к младшему, он произнес: «Биньямин — волк хищный; утром будет есть добычу, а вечером делить ее».21 Поэтому на флаге колена Биньямина был изображен волк.

А мудрецы поясняют, что слово «волк» образно говорило о жертвеннике Иерусалимского Храма, который впоследствии будет возведен в наделе колена Биньямина. На этом жертвеннике станут совершать служение в начале светового дня и перед сумерками — и, как «хищный волку, жертвенник будет «пожирать добычу утром» и «раздирать свою жертву вечером».22

Еврейская традиция видит в этом животном позитивные качества, чем объясняется существование ивритского имени Зэев и идишского Вольф.

11.   Царь Шауль из рода Биньямина

Что имел в виду Яаков, когда сравнивал сына с волком?

Благодаря пророческому дару он предвидел появление сильных и могучих воинов в колене Биньямина, впоследствии особенно среди них выделялся царь Шауль.23 А слова о разделе добычи намекали на праведных Мордехая и царицу Эстер (они тоже из колена Биньямина), которые спустя века разделят добычу врага евреев Амана.

12.   Был безгрешным

Душа Биньямина покинула этот мир, когда ему было 111 лет.24

Талмуд перечисляет 7 человек, души которых поднялись к Небесному Престолу не вследствие какого бы то ни было греха, допущенного ими в течение жизни, а только потому, что Всевышний решил, что пришло время вернуть их души к Источнику, поэтому тела их не разлагаются в могилах.25

В другом месте говорится о 4-х, чья смерть наступила исключительно из-за того, что после греха Адама Бог пообещал, что все люди станут смертны.26 Имя Биньямина упомянуто в том и другом списках.

Сноски

  1. Берешит, 30.
  2. Там же, 35.
  3. Берешит раба, 82:8
  4. См. Берешит, 35:11, и коммент. Раши на этот стих.
  5. Мидраш Раба, 14:8.
  6. Берешит, 30:24.
  7. Берешит, 35:18
  8. Раши на Берешит, 35:18.
  9. См. комментарии Рамбана и Мальбима на Берешит, 35:18.
  10. Берешит, 29:17 и 39:6.
  11. Зоар I, 202б.
  12. Шмот раба,1:1; Рамбам, Авода зара,1:3.
  13. Берешит 46:21; Сефер аяшар, Ваешев; Седер адорот.
  14. Танхума, Ваигаш 4; Берешит раба 94:8.
  15. Мидраш Раба на Берешит, 46:21.
  16. Берешит, 42:4.
  17. Там же, 42:20.
  18. Берешит 35:28—29; Седер адорот.
  19. Берешит, 43.
  20. Там же, 44.
  21. Там же, 45.
  22. Таргум Онкелус и Таргум Йонатан, Берешит, 49:27.
  23. Там же, 49:27.
  24. Седер олам зута, 4:19; Седер адорот акацар.
  25. Коммент. Раши на этот стих.
  26. Бава Батра, 17а.
  27. Шабат, 55б.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (2)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому