Из года в год тысячи еврейских общин по всему миру участвуют в изучении Мишне Тора — 14-томного труда Маймонида, ставшего когда-то первым полным и структурированным Кодексом еврейского закона. Чтобы вы узнали больше об этом уникальном проекте, мы расскажем здесь о нем и о самом Кодексе подробнее, изложив основное в 13 фактах.
1. Проект, охвативший весь мир
Рабби Моше бен Маймон (1135-1204)1, известный в еврейском мире как Рамбам и Маймонид, является одной из важнейших фигур в истории изучения Торы. Самый грандиозный его труд, так называемый Magnum opus, это Мишне Тора — упорядоченный Кодекс еврейского закона, основанный на строгой структуре.
В 1984 году Любавический Ребе, рав Менахем Мендель Шнеерсон, призвал всех евреев внести нечто новое в свои занятия Торой и начать ежедневно изучать по отрывку из Мишне Тора. Причем — вне зависимости от географического положения –этимследует заниматься всем миром по единому графику, одновременно изучая одни и те же главы законов Торы.
Инициатива была с радостью подхвачена сначала последователями Ребе из Хабада, а затем и многими другими еврейскими общинами.
2. Единственный труд, включающий все еврейские законы
Во всей религиозной еврейской литературе нет ни одного произведения, которое охватывало бы все законы Торы. Единственное исключение — Мишне Тора Маймонида.
Это настоящий путеводитель по законам Торы! Рамбам тщательно прошелся по всему тексту Пятикнижия и комментариям, проиндексировав их и составив систематический Кодекс. В него включены даже те законы, которые снова приобретут актуальность в эпоху Машиаха. Например, такие, как Юбилейный год и нюансы Храмовой службы. По сей день Мишне Тора остается единственным трудом такого масштаба.
Следуя проекту ежедневного изучения Мишне Тора, каждый заинтересованный в этом человек имеет возможность постепенно изучить всю совокупность еврейских законов, что в ином случае, увы, для большинства было бы недостижимо.
3. Способ почувствовать единение со своим народом
Одной из основных идей такого глобального изучения Мишне Тора является объединение евреев всего мира. Когда изо дня в день все одновременно изучают один и тот же материал, возникает комплексное единство Торы во всей ее полноте, усвоенной всем еврейским народом.
Кроме того, когда разные люди изучают одну и ту же тему, они обсуждают ее друг с другом, что в конечном итоге способствует их сближению.Это напоминает урок в одном огромном классе, который одновременно слушают и обсуждают все вместе — словно между слушателями нет расстояний.
4. Три альтернативных графика изучения
Когда возниклаидея массового изучения Мишне Тора, было предложено три возможных графика, из которых следовало выбрать самый оптимальный — в соответствии со своими личными обстоятельствами и способностями.
- Те, кто имеет такую возможность, должны изучать по 3 главы в день, что позволяет завершить изучение всего Кодекса еврейских законов чуть меньше, чем за год.
- Для тех, кто не может себе позволить каждый день изучать такой объем, в качестве альтернативы предлагался темп помедленней- по одной главе в день. Таким образом Мишне Тора можно полностью изучить почти за 3 года.
- Все остальные, кому даже этот вариант представляется слишком трудным, имели возможность выбрать третий путь. Следуя графику изучения трех глав в день, они должны были изучать другой, значительно менее объемный труд Рамбама — Сефер а-Мицвот («Книгу заповедей»), при этом проходя ежедневно те же заповеди, что и выбравшие первые варианты. Так первая и третья группы синхронно завершили бы изучение всех заповедей, прилагая при этом разные усилия.
5. 14 томов Мишне Тора
Мишне Тора состоит из 14 томов, каждый из которых подразделяется на множество разделов, глав и законов.
Вот список томов и их содержание:
- Сефер Мада — Книга Знания. Включает в себя основные принципы иудаизма, которые необходимо изучить первыми, такие, как единство Бога и запрет идолопоклонства.
- Сефер Ахава — Книга Любви (к Богу). Заповеди, которые выполняются регулярно и постоянно, напоминают нам о присутствии Всевышнего в нашем мире. Это чтение Шма, молитв, накладывание тфилин, благословения и обрезание.
- Сефер Зманим — Книга Времен. Заповеди, которые выполняются в определенное время года, например, в Шабаты и праздники.
- Сефер Нашим — Книга Женщин. Законы, связанные с супружескими отношениями, включая подробности заключения брака и процедуры развода.
- Сефер Кдуша — Книга Святости. Законы, затрагивающие аспекты запрещенных отношений и кашрута, которыми Бог освятил сынов Израиля и тем самым выделил из среды других народов.
- Сефер Афлаа — Книга Обязательств. Законы, связанные с клятвами и обетами.
- Сефер зераим — Книга Семян. Законы, связанные с сельским хозяйством.К примеру, седьмой год и отделение десятины от урожая.
- Сефер Авода — Книга Служения. Законы, относящиеся к строительству Святого Храма и общественным жертвоприношениям.
- Сефер Корбанот — Книга Жертвоприношений. Законы об индивидуальных жертвоприношениях.
- Сефер Таара — Книга Чистоты. Законы, касающиеся ритуальной чистоты и нечистоты.
- Сефер Незикин — Книга Ущербов. Законы, связанные с гражданскими правоотношениями, в которых рассматривается вопрос компенсации за ущерб, причиненный человеку или его имуществу.
- Сефер Киньян — Книга Имущества. Законы, имеющие отношение к процессам купли-продажи.
- Сефер Мишпатим — Книга Законов. Законы, связанные с другими гражданскими правоотношениями, которые не связаны с причинением вреда. Такие, как ссуды, долги, иски и наследование.
- Север Шофтим — Книга судей. В заключительном томе представлены правила поведения представителей еврейского суда, затрагивающие такие темы, как наказание преступника и получение свидетельских показаний, а также законы, касающиеся царя и ведения им войн. В этом же разделе перечислены законы, связанные с эпохой Машиаха.
6. Двойной праздник
Летом 2020 года десятки тысяч евреев по всему миру одновременно праздновали окончание 39-го цикла изучения Мишне Тора у тех, кто проходил по три главы в день, и 13-го цикла у тех, кто проходил только по одной. Такого рода знаменательное событие произошло, согласно нехитрым подсчетам, всего лишь третий раз с момента запуска проекта в далеком 1984 году.
7. Завершение цикла отмечается ежегодно
Конечно же, празднование (правда, в меньших масштабах) происходит по завершению каждого цикла. Ежегодно проводятся специальные праздничные церемонии, которыеназываютсиюм (ивр. «завершение»). Вих рамках отмечают достижения тех, кто был вовлечен в изучение Мишне Торав течение последнего года.
Мероприятия Сиюм а-Рамбам проходят во многих местах по всему миру.
Когда был жив Ребе, положивший начало этой инициативе, он выступал на каждом сиюме, подробно излагая последнюю главу Кодекса и связывая ее с первой.
8. Праздники в Тверии, Фесе и Каире, где жил Рамбам
Среди множества мест, где проходят торжества, следует особо отметить города, связанные с жизнью самого Рамбама. Например, в Израиле крупные общественные мероприятия ежегодно проводятся на месте захоронения Рамбама — в Тверии. Кроме того, сиюмы широко отмечаются в Фесе (Марокко), где Рамбам жил со своей семьейпосле побега из Испании, а также в Каире (Египет), где, собственно, и написал свой грандиозный труд Мишне Тора.
9. Три названия
Рамбам назвал свою работу Мишне Тора, что можно буквально перевести как «Вторая после Торы» или «изучение [всей] Торы».
В введении к этому своему труду он объясняет причину такого названия: «Человек сможет изучить Письменную Тору, а затем этот труд- и благодаря этому понять весь Устный Закон, не прибегая к изучениюмежду нимикакого-либо еще текста».
Этоттрудтакже упоминается как Яд а-Хазака («Крепкая рука»).2
Название связано с тем, что в иврите число 14 (в данном случае 14 томов Мишне Тора) пишется при помощи букв «йуд» и «далет», образующих слово יד(«яд») – «рука».
К тому же словосочетание «яд хазака» упоминается в заключительном стихе последней из книг Торы:3«И по всем могучим деяниям («яд хазака»), и по всем страшным свершениям, которые совершил Моше на глазах у всего Израиля».
И все же чаще всего этот труд называют просто по имени автора- «Рамбам». Кстати, само это слово (на иврите) является аббревиатурой полного имени ученого Торы — Рабби Моше бен Маймон, то есть Моше, сын Маймона.
10. Единственная работа Маймонида, написанная на иврите
Маймонид является автором и многих других работ, среди которых, в первую очередь, его широко известные «Комментарий к Мишне», Сефер а-Мицвот и Море Невухим («Путеводитель растерянных»). Все его произведения, за исключением Мишне Тора, первоначально былинаписаны на иудео-арабском языке (на котором разговаривали на Пиренейском полуострове и в Северной Африке, где жил ученый), а впоследствии переведены (не автором) на иврит и другие языки. Таким образом, Мишне Тора — единственное произведение Рамбама, которое он написал на иврите.
11. Множество комментариев на Мишне Тора
На протяжении веков объяснить текст Мишне Тора старались сотни комментаторов, начиная от современников Рамбама (некоторые, к слову, писали весьма критические комментарии, стремясь опровергнуть отдельные его постановления) и заканчивая раввинами наших дней. Фактически комментарии к Мишне Тора продолжают писать по сей день, как правило, раскрывая бесконечную глубину его слов.
12. Охватываетмножество тем: философию, здоровье, астрономию и многие другие
Работа Маймонида охватывает широкий круг тем, выходящих за рамки того, что, как могло бы казаться очевидным, относится к еврейскому закону.
В первом разделе Мишне Тора представлены основы еврейской мысли и веры, такие, как единство Бога и свобода выбора. Есть глава с руководством по ведению здорового образа жизни, которая учит тому, что все наши действия должны быть проникнуты святостью и набожностью. В другом разделе Рамбам подробно объясняет астрономические расчеты, использованные для определения появления новой луны, что служит основой еврейского календаря и т.д.
13. Законы эпохи Машиаха
Среди особенностей Мишне Тора стоит отдельно упомянуть то, что последний том завершается двумя главами, описывающими личность Машиаха, его приход и то, какой будет жизнь после того, как он придет.
Рамбам завершает последнюю главу следующими словами:
«В ту эпоху не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества, ибо добро потечет в изобилии, и все наслаждения будут настолько же доступны, как прах. Занятие всего мира будет заключаться исключительно в познании Бога. Следовательно, евреи будут великими мудрецами и смогут раскрывать сокрытое, постигая знание своего Создателя в соответствии с полной степенью человеческого потенциала, как сказано у пророка Йешаяу4: “Полна будет земля знанием Господа, как полно море водами”».
Сноски
- Традиционно его годомрождения считается именно 1135 год. Однако, основываясь на словах Маймонида в заключении его комментария к Мишне, некоторые все же предполагают, что правильный год — 1138.
- Это выражение используется в Шмот, 6:1.
- Дварим, 34:12.
- Йешаяу, 11:9.