1. Когда был создан мир
Адам, первый человек, открыл глаза и увидел мир, который, казалось, был всегда. Он поcмотрел на огромное небо, простирающееся над его головой, на суету жизни вокруг себя. Он видел могучие горы и величественные водопады, струящиеся реки и зеленые леса…
И он закричал: «Это не небо! Это колоссальная слава моего Создателя! Это не гора или водопад, тигр или муравей — все это безграничное величие Бесконечного Сущего, сотворившего мир добротой и могуществом, красотой и чудесами, славой и величием, чтобы все Его создания могли лучше Его узнать! Я знаю, что это такое — это не просто джунгли! Это сад великого и прекрасного Царя!..»
Вот почему Рош а-Шана приходится на первый день творени: ведь именно тогда мир узнал, что все имеет значение и смысл.
И каждый год в этот самый день мы воспроизводим ту сцену — еще раз открываем смысл нашего мира, а мир рождается заново.
2. Душа, пространство, время
Древняя Книга творения Сефер Йецира учит, что во Вселенной есть нечто большее, чем время и пространство — в ней есть душа.
Все, что есть в душе Вселенной, находится где-то в ее пространстве. А все, что в пространстве, расположено и во времени.
В душе Вселенной есть глобальное сознание, из которого распространяется все сознание этого мира.
В пространстве есть Земля Израиля — это пространство, из которого взращивается все пространство.
А во времени есть Рош а-Шана, в котором время обновляется.
Рош а-Шана переводится как «Голава года». И это не просто отправная точка, но голова – что-то вроде вместилища нового времени, в котором в нашу вселенную входит новое сознание. И все, что произойдет в наступающем году, в эти два дня обретает свои зачатки.
3. Драма
Весь космос возник благодаря тому, что Бог решил вложить Свою сущность в великую драму – то есть захватывающую, эмоциональную, порой неожиданную серию событий, стечение обстоятельств. Драму скромного мира, ставшего домом бесконечного Бога. Брак противоположностей, слияние конечного и бесконечного, света и тьмы, неба и земли.
А мы действующие лица этой драмы, космические сваты. Благодаря каждому своему действию мы можем объединить этот земной мир с Бесконечным и Непостижимым.
4. Первый день
Рош а-Шана – это день, больше посвященный не Единому Наверху, а нам внизу.
Да, он создал наш мир. Но именно мы ведем этот мир к тому, чтобы исполнилось его предназначение.
Вот почему Раш а-Шана называется «началом наших действий», хотя это годовщина не создания Вселенной, а именно создания человека. Это истинное начало, ведь в этот день время начинает свой отсчет.
Потому что именно в этот день, более чем в какой-либо другой, мы уполномочены управлять своим будущим, менять свою судьбу, а тем самым и судьбу всего творения. Благодаря нам горькая тьма, плотно окутывающая правду и добро, может стать пылающим факелом света.
Прошлое переопределяется будущим. Само существование времени, в котором содердержалось это прошлое, воссоздается, как только оно достигает своей скрытой судьбы. Судьбы, которую можешь раскрыть только ты.
Все, что действительно имеет значение — этот первый день всего времени, будущего и прошлого.
5. С днем рожденья, Вселенная
Как учили наши мудрецы, каждый год, когда раздается голос шофара, возрождается вся Вселенная.
И вот в этот момент мы — со всеми нашими решениями и молитвами — мы обладаем удивительной силой: определить, каким будет этот новорожденный год. Как он сделает свои первые вдохи, как будет вставать на ноги и как поведет нас по жизни двенадцать месяцев, вперед и вперед.
По правде говоря, обновление происходит не раз в год — мир обновляется при каждом новолунии, но в меньшем масштабе.
И сами мы — после ночного вкушения смерти — каждое утро перерождаемся.
В каждую секунду, даже в каждый миг каждая частица Вселенной проецируется из абсолютного небытия, как это было в самом начале.
Кстати, вот почему всегда есть надежда — потому что каждый момент жизнь рождается заново. И именно от нас зависит, какой она родится.
6. Исправляя прошлое
Рош а-Шана — это начало не только нового года, но и всех предыдущих лет.
Как такое возможно?
Дело в том, что в этот день вы уполномочены вернуться в прошлое и скорректировать смысл всего, что уже прошло.
Автор этой реальности — Всевышний. А нас Он назначил редакторами. Мы адаптируем сюжетную линию, трансформируем сюжет и прочее.
Преобразуя то, кем мы являемся сегодня, мы как бы переписываем свое прошлое и не понарошку, а на самом деле создаем целый новый мир.
Как? А вот так: если осмысление ошибок, которые мы совершали в прошлом, послужит нам основанием для того, чтобы измениться к лучшему, те ошибки уже приобретут совсем другой статус, как противоположной заряженности — статус заслуг.
7. Мы — ребенок
Ваш ребенок не такой, как все; ваш ребенок — это вы сами.
И все же при этом ваш ребенок — не вы, а его собственная личность.
Парадокс?
Наши души — тот же парадокс, но в более широком масштабе: они являются тем, что осуществляет связь между Богом и Его Вселенной, в которой Его дыхание становится Его творением.
Вот почему нас называют Его детьми, а мы называем Его Отцом, а иногда просто Папой…
8. Адвокаты Бога
По сути в Рош а-Шана Бог вызывает в суд Самого Себя.
Садится, пишет повестку, отправляет ее, потом получает и тогда уж – куда деваться! – приходит в суд. А если всерьез, то Он, Тот, который везде и во всем, даже в мельчайшей пылинке, одновременно пребывает за пределами мира, который создал. Но при этом Он все равно находится в нем — в каждом атоме, в каждом событии, в каждой жизни этого мира – это можно перечислять бесконечно!.
А раз так, то, как бы странно это ни звучало, находясь вне мира, Он судит Самого Себя как часть этого мира.
«Есть ли смысл поддерживать этот мир и все, что его населяет?» — — спрашивает он Себя.
Кто будет отстаивать Его позицию, что да, смысл есть? Конечно, мы, люди. Мы выступаем в качестве защиты. И мы должны продемонстрировать, что в каждой детали нашей жизни есть благоговение, любовь, смысл — и все это очень хорошо.
По правде говоря, для этого нам нужно только пробудить искру Бога в наших собственных душах. Эта искра, которая есть в нас, соединяется с Бесконечным Светом Бога наверху. И вот уже цикл завершен — начинается новая Вселенная.
Каждый год — это другой мир, по-настоящему новый. И это мир с еще большей значимостью.
9. Сделай это сам
Как люди, умеющие размышлять, мы обладаем неограниченной способностью находить оправдания, обнаруживать новые оригинальные способы, как посмотреть на ситуацию, чтобы совершивший преступление не был в нем виноват.
Мы можем винить во всем молодежь, старость, родителей, детей, финансовые трудности, общество, правительство, повседневную жизнь, психологическое состояние и так далее. Мы можем легко освободить любого человека от любой ответственности за любые негативные поступки, которые могут запятнать.
Мы все можем быть прекрасными защитниками и адвокатами друг для друга, и Милосердному Наверху, безусловно, нравится слышать такие вещи.
Но если в этой жизни вы действительно хотите добиться успеха, не будьте себе адвокатом и уж тем более не оправдывайте себя бесконечно, не плачьте от жалоти к самому себе, потому что к добру это никогда не приводит.
10. Моля о жизни
Книга Жизни — это история наступающего года, которая каждый год в Рош а-Шана пишется заново.
Но она написана не так, как другие книги. В ней персонажи сообщают автору, как следует рассказывать их историю.
Не странно ли, что сотворенное Автором существо должно участвовать в своем собственном творении? Может ли рисунок держать карандаш в руке своего художника? Могут ли персонажи вашей собственной истории редактировать ваши слова? Могут ли плоды вашего собственного воображения руководить тем, что вы будете себе представлять?
И все же мы, творения Всевышнего, умоляем своего Создателя: «Даруй нам жизнь! Хорошую жизнь! Приятные вещи! Откройся нам! Участвуй в судьбе Своего мира!..»
Мы находимся во внутренней камере Божественного Разума, где определяется, должны мы существовать или нет, и если да, то как — и сами же участвуем в принятии этого решения.
Да, мы — творения, но какая-то часть нас находится и за пределами творения.
11. Мой Отец, мой Царь
В Рош а-Шана мы называем Бога нашим Царем и Отцом.
Царь — потому что Он диктует, что будет, а что нет.
Отец — потому что Он нас создал и в каждом из нас есть что-то от Него.
И от нашего выбора зависит то, что Он будет диктовать.
Так что выбирайте жизнь.
12. Абсолютный Творец
А Бог какой царь? Он носит фиолетовые одежды? Сидит на золотом троне?
Царь говорит — и его слово исполняется. Бог говорит — и мир возникает. Он автор, а мы персонажи его истории.
Бог настолько великий автор, что Его персонажи могут говорить с Ним и обсуждать путь, по которому должна идти Его история.
13. Игра в прятки
Рош а-Шана, как учат нас мудрецы, это игра в прятки: Бог прячется, а мы Его ищем.
Но где Бог может спрятаться? Ведь Он есть везде, куда бы мы ни пошли. Как говорит Зоар, «нет места, где нет Его».
Так что, возможно, то, что имел в виду Баал Шем Тов, больше похоже на такие прятки, когда родитель не выходит из комнаты, чтобы скрыться, а только прячет лицо, прикрывая его ладонями. Так же и Бог скрывает Себя в облике величественного равнодушного царя, который строго судит Своих подданных в соответствии со всеми их поступками, перечисленными в огромной книге. В процессе этого дрожат от страха даже самые святые ангелы.
И тогда мы начинаем искать…
Мы пытаемся найти своего Папу за этой суровой маской и пугающим голосом. Мы — как дитя, которое забирается к царю на руки, срывает его строгую маску и радостно восклицает: «Папа!»
Этого-то Он от нас и ждет.
14. Бог за рамками деления полов
Когда мы говорим о присутствии Бога в нашем мире, дающем жизнь всем творениям, мы упоминаем Его в женском роде — Шхина.
Когда мы говорим о трансцендентности Бога, о том, что Он превосходит пределы этого мира, мы называем Его «Святой — да будет Он благословен!»
В молитвах мы можем увидеть обращение к Всевышнему как в мужской, так и в женской формах предлогов. Так какого же пола Бог?
Во время молитвы все наши души играют роль Шхины, которая обращается с просьбой к Святому, благословен Он.
Наши заповеди, наше изучение Торы и наша молитва объединяют эти два аспекта Бога в единое целое. Через их объединение мы раскрываем сущность Бога, который находится за пределами как имманентного (то есть присущего природе самого предмета), так и трансцендентного (выходящего за его пределы) — вне всякого описания и границ.
И это то, что мы имеем в виду, когда говорим: «В этот день будет Господь Един и имя Его Едино».
15. Космическое зеркало
Слова Торы, которые тсходят из наших уст, отзываются эхом на небесах. И даже выше. Потому что слова Торы — это Его слова, они тяготеют и возвращаются к Нему.
В Рош а-Шана мы произносим Его слова, которые напоминают о Его любви и привязанности к нашему миру.
Он тоже их произносит, направляя в ответ Свое внимание на нашу земную плоскость.
В Рош а-Шана мы взываем из глубин самой своей сущности при помощи трубления в шофар. Он отзывается эхом в ответ, устремляя Свою сущность внутрь Своего творения.
Так вместе человек и Бог восстанавливают творение.
16. Первозданный шофар
Звук шофара — это не крик человеческого голоса.
Это рев рога животного.
Это крик такой первобытный, такой дикий, что разум перестает размышлять, сердце приостанавливает свое биение.
С яростью зверя, запертого в клетке, этот рев разрывает занавес небес, пробуждая первозданную сущность всех существ.
Сущность души обнажается.
Необработанное ядро человеческой души, находящейся внизу, затрагивает неогранённую сущность, пребывающую наверху…
И теперь наконец может начаться их воссоединение.
17. Сущность — плач
Есть вещи, о которых мы говорим, потому что они для нас особенно важны.
И есть вещи настолько важные для нас, что слова буквально льются, сопровождаемые взрывом эмоций, изобилием эпитетов, выразительных и ярких.
А есть вещи, которые нас до глубины души потрясают. Тогда мы не заботимся о позволении разума или о правильных словах — потому что разум не может постичь эти вещи, а слова, даже, казалось бы, самые подходящие, не смогут их вместить. Вещи, которые могут выразиться только в крике, в плаче, а затем — в безмолвии.
Таков звук шофара: само сердце наших душ плачет: «Папа! Не оставляй меня здесь одну! одного..!»
18. Слова и мир
В начале Бог говорил — и возникал мир.
В Рош а-Шана каждый год мы произносим хвалы и молитвы, мольбы и просьбы. Мы говорим о себе и о других в синагоге и дома.
В Рош а-Шана каждое слово, произнесенное нами, имеет огромное значение. Потому что исходя из того, что и как мы говорим, с нами говорит Всевышний.
Так создается реальность нашего мира!