1. Основная сюжетная линия
Основную часть недельной главы Торы Шлах составляет история о 12 разведчиках (на иврите разведчики — мераглим), которые, побывав в Земле Обетованной, принесли удручающие вести, чем вызвали у народа панику.1 Еще раз эта история кратко упоминается в первой главе книги Дварим.
2. Люди попросили – и Всевышний одобрил
Больше года прошло с тех пор, как сыны Израиля покинули Египет. Они уже получили Тору на горе Синай, построили Мишкан и были готовы отправиться на завоевание Святой Земли. В этой ситуации идея о разведке казалось вполне закономерным и логичным шагом.
Но по понятным причинам люди беспокоились о том, с чем же им там предстоит столкнуться. Поэтому они обратились к Моше с вопросом, есть ли возможность сначала послать разведчиков, чтобы те могли принести информацию, полезную для завоевания территории. Моше передал их вопрос Всесильному, и Он неохотно, но все же дал на это согласие.2
3. По одному разведчику от каждого колена
В Торе указаны имена 12 разведчиков. Они названы выдающимися, знатными людьми, «главами сынов Израиля».3 Точно сказано, от какого из колен каждый из них был выделен для этой миссии. Только колено Леви, которому не полагалось отдельного надела в Святой Земле, не направило своего представителя для разведки.
4. Новое имя Ошеа — Йеошуа
Колено Эфраима представлял преданный ученик Моше, его потенциальный преемник Йеошуа бин Нун.
До этого самого момента Тора называла его Ошеа. По сути это то же самое еврейское слово, что и Йеошуа, только без буквы юд в начале. Моше добавил дополнительную букву к имени своего ученика, придав этому значение «Бог спасет тебя».4 В этом заключалось упование на помощь Всевышнего в том, чтобы поставленная задача была достойно решена. В результате дополнительный импульс духовной силы, представленный в новом имени Йеошуа, действительно сослужил ему хорошую службу в трудное время.
5. Страх перед великанами
Разведчики провели в Святой Земле 40 дней и обнаружили, что многие жители на этой территории необычайно высокого роста, «потомки великанов».5 Это произвело на них неизгладимое впечатление и очень напугало. Позже они рассказали народу, что в присутствии исполинов чувствовали себя чем-то вроде саранчи.6
6. Калев пошел в обход
В середине описания маршрута разведчиков мы вдруг читаем: «…и он дошел до Хеврона».7 О ком здесь идет речь?
Предание8 сообщает, что это был Калев, представитель колена Йеуды. Почувствовав, что подавляющее большинство начинает нервничать, он отправился в Хеврон, в пещеру Махпела, где упокоены наши праотцы, и там молил Бога дать ему силы противостоять сложившимся пессимистичным настроениям группы.
Спустя время, при заселении Израиля, этот город был отдан в надел Калеву и его потомкам.
7. Огромные фрукты
Следуя указанию Моше, разведчики захватили с собой образцы фруктов, вызревающих на Святой Земле, которые буквально поражали своими размерами. Гроздь винограда была такой большой, что ее несли восемь человек. Еще один разведчик нес гранат, другой — инжир.
Но Йеошуа и Калев возвращались с пустыми руками, потому что они опасались, что демонстрация таких огромных плодов может быть использована для того, чтобы представить Святую Землю как аномальное место.9
8. Отчет, стоивший многих и многих жизней
И действительно, они оказались правы. Представ перед Моше, разведчики заявили перед всем народом: «Пришли мы на землю, куда ты послал нас, и подлинно течет она молоком и медом, и вот ее плод. Только могуч народ, обитающий на земле, и города укрепленные велики очень, и также детей великанов мы видели там!.. Не можем мы выступить против того народа, ибо сильнее он нас!»10
9. Ропот, паника, плач
Услышав такие слова разведчиков, некоторые в народе пришли в ужас, людей охватила паника. «Умереть бы нам на земле Египетской, или в этой пустыне умереть бы нам! — рыдали они. — И для чего Господь ведет нас на эту землю, чтобы нам пасть от меча! Наши жены и дети наши станут добычей (врага)! Лучше уж нам возвратиться в Египет…»11
Прозвучало даже предложение назначить над народом нового лидера, который вернул бы их к привычной жизни в Египте и не стал предлагать захватить Святую Землю.12
10. Калев и Йеошуа против всех
Наблюдая за бедствием, которое разворачивалось у них на глазах, Моше и Аарон пали ниц,13 а Йеошуа и Калев в знак скорби разорвали на себе одежды.14
Но они не стали молчать и выступили в защиту Земли Обетованной. «Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, хороша та земля чрезвычайно. Если благоволит к нам Господь, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом, — смело уверяли они народ. — Только против Господа не восставайте! И не страшитесь народа земли, ибо они хлеб для нас! Отступила их сень от них, а Господь с нами. Не страшитесь!».15
11. Зашли слишком далеко
Изначально разведчикам было поручено отправиться в Святую Землю, чтобы принести оттуда плоды и дать отчет о том, что им встретилось на пути, это они и сделали.
Однако Моше не просил их давать оценку тому факту, смогут ли люди войти в Святую Землю и захватить ее. Моше поручил им сообщить только факты, не давая никаких оценок и ничего не интерпретируя.
Наши мудрецы говорят, что большинство из нас подобно этим разведчикам в том, что касается нашей собственной жизни. Когда мы сталкиваемся с проблемами и трудностями, нам следует воздержаться от того, чтобы делать пессимистичные прогнозы. Бог на нашей стороне, а, значит, мы обязательно добьемся успеха.
12. Угроза жизни
Охваченный волнениями народ дошел до того, что Калеву и Йеошуа, пытавшимся их приободрить, угрожал побить их камнями. В тот же момент Шхина, Божественное Присутствие, спустилась в Мишкан.16 Всевышний сообщил Моше о Своем недовольстве происходящим и намерении уничтожить евреев.
13. Молитва о прощении
К счастью, Моше уже отлично знал, что делать в подобной ситуации.
С тех пор, как после греха золотого тельца Бог хотел уничтожить сынов Израиля, прошел год. А в тот раз Всевышний научил Моше, каким образом можно получить Его прощение. Это достигалось благодаря перечислению 13 Атрибутов Милосердия Творца.
И опять Моше стал умолять Всевышнего о милости, говоря о том, что, если Он уничтожит Свой народ, другие народы могут подумать, что у Него просто недостаточно сил, чтобы привести евреев в Землю Обетованную.17 И когда Моше произнес 13 Атрибутов Милосердия, Бог согласился отменить смертный приговор.18
14. 40 лет скитаний
Хотя по великой милости Своей Творец принял решение пощадить сынов Израиля, было очевидно, что на тот момент они были не готовы войти в Землю Обетованную.
В качестве наказания бунтовщикам и способа их исправления Всевышний постановил, что евреи проведут в странствиях по пустыне в общей сложности 40 лет — по году за каждый день злополучной экспедиции разведчиков.19
За эти годы большая часть взрослого мужского населения, вышедшего из Египта, умерла, их дети стали зрелыми людьми. Одними из очень немногих представителей старшего поколения, кто удостоился войти в Святую Землю, были Йеошуа и Калев.20
15. Гибель разведчиков
Судьба самих 10 разведчиков, оклеветавших Святую Землю, была суровой: они умерли в мучениях от болезни, возникшей у них на языках -в соответствии с принципом мида кенегед мида — «мера за меру», поскольку их грех состоял в недостойных высказываниях о Святой Земле.21
16. Непокорные
Те, кто не хотел ждать еще много лет и думали, что благодаря раскаянию и отваге они смогут исправить ситуацию, не дожидаясь повеления Бога, попытались все же войти в Святую Землю. Но это было большой ошибкой.
«Зачем вы преступаете слово Господне? – пытался воззвать к ним Моше. — Ведь такое не будет успешным. Не восходите, ибо Господь не в вашей среде! Чтобы не быть вам пораженными пред врагами вашими».
Однако, ничего не слушая, они демонстративно поднялись на гору, оставив позади Моше и Ковчег Завета. Тогда амаликитяне с кнаанеями, жившие в той местности, сразу напали на этот отряд и жестоко их разгромили.22
17. Разведчики — и трагический день 9 Ава
Ночь, когда народ плакал, потеряв надежду войти в Святую Землю, пришлась на 9 Ава. «Вы плакали напрасно, — сказал евреям Всевышний. — И теперь Я клянусь вашими жизнями, что сделаю эту ночь наполненной слезами для ваших будущих поколений».23
Так эта дата стала трагической на многие века. 9-го Ава были разрушены святые Иерусалимские Храмы и произошло много других страшных и разрушительных событий. Доныне этот день — время траура и поста.
18. Высокая мотивация
Рабби Шнеур-Залман из Ляд объясняет поступок разведчиков таким образом. На самом деле у них были самые возвышенные намерения. В пустыне люди жили жизнью, наполненной духовным блаженством. Она была сосредоточена вокруг Мишкана и шатра Откровения, а главным стремлением народа было понять Бога и Его Тору.
Разведчики всерьез опасались, что, начав перестраиваться после такой возвышенной и гармоничной духовной жизни на физическое выживание в новых условиях, принявшись обустраивать землю, вспахивая, сея и пожиная, евреи опустятся с тех духовных высот, которые им удалось достичь после исхода из Египта.
Гигантские фрукты, необычайно плодородная земля и обещания других многочисленных материальных благ, полученные от Всевышнего, напугали разведчиков, поэтому они искренне поделились своими опасениями с народом.
Но, как мы теперь понимаем, они были неправы, ведь цель творения этого мира состоит не в том, чтобы мы избегали какой-то части реальности, ее физической составляющей, но в том, чтобы мы ее приняли во всей полноте и превратили этот мир в настоящий дом для Бога. А это может произойти только тогда, когда мы не бежим от мира, а полноценно с ним взаимодействуем.
Сноски
- Бемидбар, 13-14.
- См. Раши, который делает этот вывод после тщательного анализа повествования, приведенного в Бемидбар и Дварим.
- Бемидбар, 13:3.
- См. Бемидбар, 13:16, и комментарий Раши на этот стих.
- Бемидбар, 13:22.
- Там же, 13:33.
- Там же, 13:22.
- Комментарий Раши на тот же стих.
- Раши на Бемидбар, 13:23.
- Бемидбар, 13:27-28, 31.
- Там же, 14:2-3.
- Там же, 14:4.
- Там же, 14:5.
- Бемидбар, 14:6.
- Там же, 14:7-9
- Там же, 14:10, и комментарий Раши на этот стих.
- Бемидбар, 14:13-14.
- Там же, 14:18 и 14:20.
- Там же, 14:33.
- Там же, 14:30.
- Раши на Бемидбар, 14:37.
- Бемидбар, 14:40-45.
- Раба от имени рабби Йоханана в Таанит, 29а.