в , , , ,

20 фактов об Исходе, которые должен знать каждый еврей

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

1. В этом году евреи отмечают 3332 года после исхода из Египта

Праздник Песах отмечается в честь Исхода еврейского народа из Египта, который произошел в 2448 году по еврейскому календарю (1313 г. до новой эры). А поскольку у нас уже 5780-й год, это означает, что сейчас мы отмечаем 3332-ю годовщину Исхода.

Каждый год евреи по всему миру собираются в первый (за пределами Израиля и во второй) вечер праздника за столом, по возможности объединяясь с семьей и друзьями, чтобы провести особую трапезу — Пасхальный Седер.

Это довольно просто даже для новичка — всего лишь нужно следовать подробным инструкциям, изложенным в небольшой книге, которая называется Агада и в которой рассказывается об Исходе, а кроме того, упоминаются важные моменты истории еврейского народа, связанные с теми временами, и говорится, в какой момент и каким образом надо поступить с основными символами праздника — мацой, горькой зеленью и т.д.

2. Египетское изгнание длилось 210 лет

Хотя Всевышний сказал Аврааму: «Пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет»,1 Тора, рассказывая историю Исхода, говорит нам, что сыны Израиля жили в Египте на протяжении 430 лет.2 Однако родословная Моше Рабейну, представленная в Торе немного ранее,3 фактически говорит о том, что евреи не могли провести на чужбине столь долго. Тогда как объяснить сказанное?

Наши мудрецы поясняют: из-за того, что угнетение было невероятно жестоким, Всевышний существенно сократил время изгнания евреев — до 210 лет.

В любом случае число 400 упоминается не просто так. Евреи покинули Египет ровно через 400 лет после рождения сына Авраама Ицхака (того самого потомства, которое Аврааму пообещал Бог).

А число 430 объясняется тем, что Ицхак родился через 30 лет после этого пророчества. Все те 430 лет евреи были временными жителями на тех или иных территориях и еще не владели Святой Землей как настоящие собственники.4

3. Евреи были рабами египтян 116 лет

Известно, что евреи оказались порабощены египтянами вскоре после смерти последнего из сыновей Яакова — Леви, который прожил дольше остальных братьев, 137 лет.5 Ему было 43 года, когда его отец вместе со всей многочисленной семьей спустился в Египет, чтобы переждать голод, поразивший Кнаан.

Путем нехитрых вычислений можно выяснить, что в действительности евреи провели в рабстве 116 лет, после чего были освобождены. А в общей сложности они провели в Египте 210 лет.

4. Моше был лидером евреев в те времена

Моше Рабейну был сыном Амрама (внука Леви), выдающегося еврейского лидера своего времени.

Поскольку за некоторое время до появления на свет Моше фараон приказал убивать всех еврейских мальчиков, мать Моше, Йохевед, положила младенца в просмоленную корзину и пустила по течению Нила. В одном месте корзина остановилась в прибрежных камышах, и там ребенка обнаружила дочь фараона, которая затем усыновила его и воспитала во дворце.

Много лет спустя, когда Моше было уже 80 лет, Бог поручил ему стать главой еврейского народа, вернуться к фараону (за некоторое время до этого он вынужден был бежать из Египта) и потребовать немедленного освобождения евреев из рабства.

5. Фараон не отпускал евреев, пока на Египет не обрушились 10 казней

Когда Моше произнес известную фразу «отпусти народ мой», фараон по понятным причинам отказался это сделать. Мало того, он даже увеличил ежедневную рабочую нагрузку евреев, обвинив их в том, что они просят отпустить их, освободив от работы, из-за присущей им лени.

Моше предупредил фараона, что, если тот будет продолжать отказываться выполнить приказ Бога Израиля, то его самого и его людей (которые были замешаны в преступлениях против евреев) постигнут страшные Небесные кары. И мы знаем, что после этого на Египет последовательно обрушились 10 казней, лаконично обозначенных нашими мудрецами следующим образом:

  • Кровь
  • Лягушки
  • Вши
  • Дикие звери
  • Мор скота
  • Нарывы
  • Град
  • Саранча
  • Тьма
  • Смерть первенцев

И только когда осуществилось последнее наказание, фараон наконец отпустил еврейский народ. К этому моменту Египет, в сущности, был разрушен.

6. Во время последней казни фараон искал Моше

Мидраш рассказывает, что в ту ночь, когда Бог начал поражать первенцев Египта, фараон проснулся в страхе, потому что, кроме того, что во множестве умирали жители его страны, которые, надо заметить, его мало волновали, умер его собственный первенец. Да и сам фараон, будучи первенцем, оказался под угрозой.

Мидраш описывает его действия, когда, примчавшись в ту область Египта, где жили евреи, он метался от дома к дому и кричал: «Где живет Моше? Где Моше?!» И когда нашел его, закричал: «Встань и уйди из Египта!»6 — фактически умоляя евреев покинуть его землю, которая так долго была местом их мучений.7 (Этот образ вдохновил авторов известной детской песенки под названием «Фараон в пижаме посреди ночи».).

7. Исход произошел 15-го Нисана 2448 года (1313 до н.э.)

Нисан — это весенний месяц еврейского календаря. Всевышний хотел, чтобы исход из Египта его избранников происходил в период самой идеальной для странствий поры, когда не слишком жарко и не слишком холодно.8

8. Песах отмечается каждый год в течение недели, начиная с 15-го Нисана

Как мы уже говорили, Песах начинается в 15-й день весеннего еврейского месяца Нисан и продолжается 7 дней в Израиле и восемь дней в диаспоре.9 Обычно это время приходится на раннюю весну (или раннюю осень в Южном полушарии) — конец марта\начало-середина апреля.

9. В диаспоре Пасхальный Седер проводится дважды

Когда в Иерусалиме еще стоял Святой Храм, первый день еврейского месяца устанавливался Верховным еврейским Судом Сангедрином на основании того, когда была замечена новая луна.

В 30-й день еврейского месяца Сангедрин ждал, пока к ним придут евреи, чтобы засвидетельствовать, что уже видели серпик молодой луны. Если показания свидетелей подтверждались, этот день объявлялся первым днем ​​нового месяца. Если нет, то он засчитывался последним днем текущего месяца, а уже следующий за ним день объявлялся началом нового.

Однако общины, проживающие за пределами Израиля, по понятным причинам часто не могли быть вовремя проинформированы о постановлении Суда (ведь тогда не было социальных сетей!), а потому рассматривали оба дня, 30-й и 31-й, возможными первыми днями нового месяца. Это повлияло на традицию соблюдения праздников: получалось, что целых 2 дня могли оказаться, например, 15-м Нисана.

Еврейский календарь уже давно фиксированный, и мы наверняка знаем, когда наступит первый день очередного месяца. Однако еврейский Закон по-прежнему обязывает общины диаспоры отмечать главные еврейские праздники в течение двух дней вместо одного по различным практическим причинам.

Второй Пасхальный Седер полностью идентичен первому и проводится на второй вечер праздника. Так же, подобно тому, как в диаспоре удваивается первый праздничный день, удваивается и последний, седьмой.

В Израиле Песах отмечается 7 дней, из которых первый и последний — праздничные, а остальные пять – полупраздничные. За пределами Святой Земли Песах празднуют 8 дней, из которых праздничные первые два и последние два – в сумме 4 дня, и еще 4 полупраздничных.

10. Система високосных лет еврейского календаря построена так, чтобы Песах был праздником весны

Тот факт, что Песах празднуют весной, не случаен. Согласно Торе, этот праздник должен соблюдаться в Израиле в «месяц авив» (весенний месяц).10 И этот закон настолько важно соблюсти, что вся система високосных лет еврейского календаря строится именно вокруг него.

Поскольку лунный цикл (на котором основаны еврейские месяцы) на 11 дней короче солнечного (который определяет времена года), было установлено, что в течение 19-летнего цикла будет 7 високосных лет (3-й год, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, 19-й), и они будут отличаться от обычных тем, что включат в себя 13 месяцев вместо 12. Благодаря этому лунный календарь совпадает с солнечным в том, что касается времен года.

В качестве дополнительного месяца всегда добавляется второй Адар (месяц перед Нисаном).

11. Песах на фоне других праздников явно выделяется своим меню

В Песах Тора запрещает нам есть хамец (квасное), предписывая есть мацу.

В течение Пасхального Седера мы употребляем определенные продукты, которые напоминают нам о рабстве и свободе. Наиболее важный из них маца, пресный хлебец, сделанный из пшеницы, полбы или овса,11 который едят в память о том, что Исход произошел так быстро, что у теста, замешанного сынами Израиля, не было достаточно времени, чтобы подняться.

Кроме того, мы едим марор, горькую зелень — традиционно это салатные листья и добавленный к ним тертый хрен, чтобы напомнить о боли и горечи египетского рабства.

Мы празднуем нашу свободу, выпивая во время Седера четыре бокала вина (или виноградного сока), при этом облокачиваясь на подушки, как это делали аристократы.

Также мы едим харосет, блюдо из смеси яблок (иногда с добавлением груш), молотых орехов и вина, символизирующее своим видом глину, из которой евреи должны были изготавливать кирпичи, и яйцо, сваренное вкрутую — в иудаизме оно ассоциируется с трауром (после разрушения Святых Иерусалимских Храмов).12

Ну и, конечно, как упоминалось, само меню праздничной трапезы и полупраздничных дней не такое, как в другие времена года, потому что в Песах нельзя есть хамец (квасное) и приготовленные из него блюда, а ашкеназам еще и китнийот.13

12. Вместе с евреями из Египта вышло и немало египтян

Тора говорит: «Многочисленная толпа иноплеменников (эрев рав) вышла с ними [из Египта]».14 Комментаторы объясняют, что это были новообращенные из числа египтян, которые до глубины души были поражены величием чудес Всемогущего и пожелали связать свою жизнь с еврейским народом, став его частью.

Моше был рад принять их, но Бог предупредил, его что в конечном итоге они спровоцируют ряд проблем. И все же Моше великодушно настоял на том, чтобы позволить им остаться, но, к сожалению, эта «многочисленная толпа» повлияла на то, что был совершен грех золотого тельца.

Сообщая Моше, что евреи создали тельца, Бог сказал: «Иди вниз, ибо растлился твой народ, который вывел ты из страны Египетской».15 Почему же Всевышний сказал Моше «твой народ», а не «Мой», возложив на него такую огромную ответственность?

Это все потому, что именно Моше так настаивал на том, чтобы вывести «многочисленную толпу иноплеменников» из Египта вопреки рекомендации Бога, и в конечном счете они спровоцировали то, что был отлит золотой телец, задействовав в этом грехе и значительную часть еврейского народа.

13. Каждый Шабат мы вспоминаем об Исходе

Когда сыны Израиля были рабами в Египте, им не разрешалось прекращать работу даже на минуту. А когда они вышли на свободу, во время Синайского Откровения, Бог повелел им воздерживаться от работы один день в неделю — в Шабат. И одна из причин этого заключается в том, что таким образом они вспоминали бы об Исходе.

В пятницу вечером, произнося Кидуш, благословение на вино, мы говорим, что Шабат — это «первый из святых праздников, напоминающих нам о выходе из Египта».

14. Сыны Израиля получили заповедь вкушать мацу еще до Исхода

Как уже говорилось, мацу в Песах едят в память о том, что у сынов Израиля при Исходе из Египта не было достаточно времени, чтобы позволить тесту в квашнях подняться.

И хотя это абсолютно правильно, интересно отметить, что Бог повелел евреям печь мацу еще и раньше, в ночь перед Исходом — чтобы они ели этот хлеб вместе с мясом пасхальной жертвы!

Некоторые комментаторы объясняют, что Бог дал эту заповедь на будущее, подразумевая предстоящую поспешную выпечку при Исходе.16

Есть и другое мнение, что на самом деле маца является символом как рабства, так и избавления.

В древние времена рабов кормили жесткими хлебцами (похожими на мацу) – такую пищу организм переваривает дольше, и, значит, благодаря этому рабов можно было реже кормить.

И все же, конечно, маца представляет собой хлеб свободы, потому что она была той единственной пищей, которую сыны Израиля смогли взять с собой в дорогу.

Еще в Египте, в ночь перед Исходом, как объясняют мудрецы, евреям было приказано есть мацу, чтобы на пороге свободы вспомнили о тех сухих, жестких хлебцах, которыми их кормили египтяне.

Однако причина, по которой мы едим мацу сегодня, состоит уже в другом — мы уважаем память о событиях Исхода, когда тесто евреев не успело подняться.17

15. Перед тем, как покинуть Египет, евреи получили материальную компенсацию за свои страдания

Сыны Израиля вышли на свободу не нищими, как это обычно бывает с рабами. Перед тем, как покинуть Египет, они получили материальную компенсацию за долгие годы тяжкого труда.

Когда-то Аврааму было обещано, что его потомки покинут землю своих угнетателей «с большим достоянием».18

В Торе говорится, что накануне Исхода Моше поручил евреям обойти дома своих соседей и попросить у них золото, серебро, драгоценные камни и дорогую одежду.

Талмуд описывает Египет в этот период как амбар, освобожденный от зерна, или сети рыбаков, из которых ушла рыба.

Мидраш рассказывает, что если египтяне на просьбу евреев отвечали отказом, ссылаясь на то, что у них ничего нет, те уличали своих бывших хозяев во лжи, подробно описывая, где именно внутри дома они хранят свои ценности.

Но как евреи об этом узнали?

Во время предпоследней, девятой казни, когда всю территорию, где жили египтяне, на трое суток окутала тьма, это была не обычная темнота, как ночью, а настолько плотная и даже осязаемая тьма, что она буквально сковала движения египтян, вынуждая их застыть без возможности пошевелиться.

В этот момент сыны Израиля, по указанию Моше, прошли по домам своих поработителей, внимательно оглядев их и запомнив, где что находится. При этом они не занимались грабежом и ничего чужого не брали.

Если учесть, сколько тяжелейшей работы евреи выполнили за время своего 116-летнего рабства и каким пыткам и мучениям они подвергались, то золото, которое было взыскано с египтян, можно считать лишь частичной компенсацией.19

16. Нам заповедано вспоминать об Исходе каждый день

Из-за особого значения Исхода из Египта в еврейской истории существует отдельная заповедь Торы, которая призывает каждый день и каждую ночь вспоминать об этих событиях.20

Традиционно эта заповедь исполняется благодаря тому, что дважды в день евреи полностью читают молитву Шма Исраэль, в третьем абзаце которой упоминается Исход.21

17. Исход олицетворяет также нашу ежедневную борьбу за свободу от личных ограничений

Ивритское название Египта — Мицраим — этимологически связано со словом мейцар, что означает «ограничение, теснина».

Еврейские мистики объясняют, что подобно тому, как мы вспоминаем реальную историю Исхода, каждый из нас должен избавиться от гнета своих личных поработителей, в буквальном и переносном смысле.

Каждый день мы можем и должны усиливать связь со своей душой, делая ее все более мощной благодаря выполнению заповедей и изучению Торы.

В конце концов, именно наши тела с их естественными (животными) потребностями и стремлениями, ограничивают возможности наших душ и не дают нам духовно расти. А выполняя заповеди, данные Всевышним, и преодолевая наши природные негативные наклонности, мы освобождаем души от этих оков.

Вот почему пророк Миха говорит: «Как в дни Исхода твоего из земли египетской».22

При том, что как историческое событие Исход произошел единственный раз, каждый день перед нами стоит задача снова и снова вырываться из-под гнета нашего животного начала.23

18. Бенджамин Франклин хотел запечатлеть сцену из Исхода на однодолларовой купюре

Многие из нас знают, что собой представляет Большая печать Соединенных Штатов Америки, что на ней изображены орел на одной стороне и пирамида на другой. Такое же изображение есть и на однодолларовой банкноте.

Когда отцы-основатели размышляли над тем, что изобразить на этой печати, Бенджамин Франклин предложил, как он сказал, «Моисея, стоящего на берегу и простирающего свою руку над морем, тем самым заставляя его сокрушить войско фараона». А Томас Джефферсон в качестве альтернативы предлагал изобразить сынов Израиля в пустыне, во главе с облачным столпом днем и огненным — ночью.24 Однако Конгресс эти варианты так и не утвердил.

19. Исход евреев из Египта сыграл важную роль в американской культуре

Зная, что как государство Соединенные Штаты Америки были основаны в какой-то мере благодаря тому, что туда от религиозных преследований бежали жители разных стран, разумно предположить, что такая выдающаяся библейская история как Исход не могла не сыграть роль в их культуре.

Например, ранние паломники, заселявшие Америку, видели себя наподобие евреев, совершающих Исход, что засвидетельствовано во многих записанных ими проповедях.

Во время гражданской войны афроамериканцы и белые северяне использовали образы Исхода, чтобы описать свой путь к освобождению. Гарриет Табман, активистка за свободу рабов, самая известная «проводница» Подземной железной дороги, носила прозвище «Моисей» за способность спасать рабов. Её тайный код, предупреждающий беглецов о том, чтобы они прятались — известная духовная песня афроамериканцев: «Моисей, спустись в Египет и скажи старому фараону отпустить мой народ».25 Впоследствии эта песня стала гимном американских рабов.

В своей знаменитой речи «Я был на вершине горы» Мартин Лютер Кинг сравнил предвзятое американское общество с фараоном, а угнетенных темнокожих — с сынами Израиля.26

Как бы парадоксально это ни звучало, но и те, кто находился у власти, использовали повествование об Исходе для оправдания своей позиции, считая, что они выступают в качестве арбитров свободы, противопоставленных «фараону».27

Фильм 1957 года «Десять заповедей» Сесила Блаунта Демилля остается седьмым в списке самых кассовых фильмов всех времен (с учетом инфляции) и основан он, конечно, на истории Исхода.

20. Когда придет Машиах, мы не будем торопиться

Танах в своем описании Избавления времен Машиаха говорит нам: «Ибо неторопливо (ло бе-хипазон) выйдете, и не бегом уйдете».28

Финальное шествие евреев со всей диаспоры к Святой Земле будет медленным и осознанным. Это резко контрастирует с Исходом из Египта, где в стихе, использующем то же самое наречие, говорится: «Ибо поспешно (бе-хипазон) ушел ты из страны Египетской».29  

В чем заключается глубокий смысл этой различия?

Еврейские мистики объясняют, что, когда сыны Израиля покидали Египет, силы господствующего там зла были еще сильны, поэтому им пришлось бежать. Но когда придет Машиах, все негативные силы будут полностью уничтожены, что позволит нам идти спокойно и обстоятельно, будучи морально к этому готовыми.

В своем Божественном служении мы должны подчинять воле Творца свои слабости, направляя их в правильное русло и вместо нарушения заповедей позволяя нашим душам свободно парить.30

Так пусть же мы наконец удостоимся наступления этой прекрасной эпохи в скором времени, в наши дни!

Сноски

  1. Берешит, 15:13.
  2. Шмот, 12:40.
  3. Шмот, 6:16-20.
  4. Раши на Шмот, 12:40.
  5. Шмот, 6:16.
  6. Шмот, 12:31.
  7. Раши на Шмот, 12:31 из Мехильты.
  8. Раши на Шмот, 13:4 из Мехильты.
  9. В Израиле — 7 дней.
  10. Шмот, 23:15, и др. и др.
  11. Существует пять видов злаков, из которых можно сделать мацу (во всех других видах эти же 5 видов, соответственно, считаются хамцом): пшеница, ячмень, овес, полба и рожь. Пшеничная маца наиболее распространена, однако в последние годы, в связи с развитием культуры био- и эко продуктов, в продаже так же начала появляться маца из полбы и овса. Конечно, ее пока мало и стоит она недешево, но такая маца есть и скорее всего с каждым годом найти ее будет все проще.

Подробнее о маце читайте в статье “18 фактов о маце, которые должен знать каждый еврей”.

  1. Шулхан Арух а-Рав, 476:6, Коль Бо, 50; Бейт Йосеф, Орах Хаим, 473. Считается, что округлая форма яйца символизирует цикл жизни и тем самым выражает наш траур по разрушенному Храму и отсутствию возможности приносить регулярные жертвоприношения.
  2. В Песах, когда еда, содержащая хамец (закваску), строго запрещена, ашкеназы также не едят бобовые, рис, кукурузу и других продукты, так называемые китнийот. Большинство сефардов не брали на себя эти устрожения и с удовольствием готовят рис, заранее тщательно проверенный на наличие зерен пшеницы, по особым праздничным рецептам.
  3. Шмот,  12:38.
  4. Шмот,  32:7.
  5. Абудрахам на Агаду, абзац “Вот скудный хлеб”; сравн. с Ликутей Тора, Цав.
  6. Абарбанель на тот же фрагмент Агады.
  7. Этот аргумент привел Гвия бен Псиса перед Александром Великим, когда египтяне предъявили евреям иск за взятые у них богатства (Санхедрин 91а). См подробнее в статье “Зачем Всевышний хотел, чтобы евреи забрали себе богатства Египта?”
  8. Дварим, 16:3; Мишна Брахот, 1:5.
  9. Мишне Тора, Крият Шма, 1:3.
  10. Миха, 7:15
  11. Рабби Шнеур Залман из Ляд, Тора Ор, 71c
  12. http://www.greatseal.com/committees/firstcomm/index.html
  13. Сара Брэдфорд (1869). Сцены из жизни Гарриет Табман. Деннис Бразерс и Ко. стр. 26–27. Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года — Университет Северной Каролины: Документирование американского Юга.
  14. См. Гэри С. Селби, “Мартин Лютер Кинг и Риторика Свободы”.
  15. Брюс Фейлер, “Пророк Америки: как история Моисея сформировала Америку”.
  16. Йешаяу 52:12.
  17. Дварим, 16:3.
  18. Тания, гл. 31.

Report

Проголосуйте:

Добавить комментарий

Почему преуспевающий бизнесмен решил не есть свинину? Видео

ДЕВЯТЬ ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ И ЕГИПТЕ

Девять фактов о евреях и Египте