«И если вы будете слушать» (Экев, 7:12).
«И если вы будете слушать» — это, как объясняет Раши, говорится о легких заповедях, которые человек топчет пятой, несмотря на то, что он должен их выполнять. Хафец Хаим приводит поучительную притчу.
Эта история об одном талантливом и трудолюбивом, но бедном человеке. Дом его был пуст, и дети просили хлеба. Сказал он жене: «Меняющий место, меняет счастье», поеду-ка я в заморские страны, может быть, там я буду удачлив». Сказала ему жена: «Поезжай с миром, но помни, что через пять лет наша старшая дочь достигнет брачного возраста, потому хочу я, чтобы к этому времени ты вернулся, и не считалась она сиротой при живом отце». Пообещал он жене возвратиться к этому времени, в не зависимости от того, преуспеет ли он или нет. Поехал он в далекую страну и стал заниматься торговлей мясом и рыбой. Ему сопутствовал большой успех, и он накопил много денег.
…Дни пролетели, годы прошли, и настало время возвращаться. Спросил он себя: что взять с собой? Ведь здешние деньги не в ходу на моей родине. Решил он привезти товар, цена которого была очень высока. Продал он свой дом и всё свое имущество, и купил на них мясо и рыбу. Запечатал их в ящики, привез на корабль и отправился с ними к себе на родину. На границе таможенники открыли ящики и отпрянули назад из-за дурного запаха. В конце концов, он был вынужден на оставшиеся деньги нанять рабочих, чтобы убрали протухшие продукты, и домой вернулся ни с чем. Бедным уехал и бедным приехал. От досады и огорчения свалился он на свою кровать и заснул. Когда проснулся, не поверил своим глазам. Дом был празднично освещен, его жена и дети счастливо улыбались, а стол был накрыт разными лакомствами…
«Чему вы радуетесь?» — удивился он. «Твоя поездка не была напрасной», — сказала ему жена. — Теперь мы сможем с честью выдать нашу дочь замуж. Он ничего не понял. Рассказала ему жена, что когда он снял туфли и лег спать, дети увидели, что его туфли облеплены грязью. Почистили они их, раздробили куски земли и нашли в них большие и маленькие драгоценные камни. Взяли один из них и отнесли ювелиру, а он дал им за него большие деньги. И если он заплатил столько за один камень, то сколько же заплатит за все. Есть у них теперь приданое для всех детей. Выслушал он ее и взволновался: «Ты имеешь в виду те маленькие блестящие камешки? Да их там, как камней на улицах. Если бы я знал, что они такие дорогие, наполнил бы ими ящики и стал бы одним из самых богатых людей в стране» …
«Подобно этому, — сказал Хафец Хаим, — посылается душа в мир исполнять Тору и заповеди для вечного ее счастья и богатства. Но здесь, в этом мире превращается человек в торговца мясом и рыбой, и делает это с большим успехом. Ест и пьет, радуется и наслаждается. Когда приходит час возвратиться к источнику, берет он с собой ящик, заполненный мясом: его тело заполняет гроб… Но тело сгнивает в могиле, и «умножающий мясо, умножает червей». Поднимается душа к небесам, смятенная и дрожащая. Понимает, что время прошло впустую, и она возвращается пустая. Предстает душа перед верхним Судом, и вдруг сюрприз: свет и сияние, несчетное имущество, ведь даже еврейские преступники полны заповедей, как гранат зернышками. В такой-то день он дал цдаку (пожертвование), в другой день он сосредоточенно молился, в третий день улыбнулся ближнему, сделал доброе дело, навестил больного, поинтересовался здоровьем ближнего — это исполненные заповеди, «приклеившиеся» к пяткам, как грязь, и они удостоили его будущей жизни. И он дрожит и волнуется: если бы знал, что так ведется счет, наполнил бы корзины и пакеты, и привез бы их, как грязи».