Рабейну Йона в книге «Врата раскаяния» (1:1) пишет, что один из самых больших даров, которыми Бог одарил человечество – это возможность вернуться к Нему. И это верно даже по отношению к большим грешникам, которые преступали Его законы, много раз против Него восставали, коварнейше Ему изменяли – и даже перед ними Он не захлопнул врата раскаяния.
В Законах Тшувы (7:4) Рамбам пишет:
«Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за совершенных им злодеяний — это не так. Напротив, он любим Творцом и желанен Ему, как если бы никогда в жизни не грешил».
Приведем несколько примеров, когда люди были крайне далеки от Бога, но потом, осознав ошибку, смогли приблизиться к Нему, став большими праведниками.
Царь Менаше
Царь Менаше был царем Иудеи, но пути его были ужасны. Он пролил много человеческой крови (в том числе убил пророка Йешаю) и настолько был погружен в идолопоклонство, что даже в Храме установил идола!
В наказание Бог послал ассирийского царя, чтобы он с ним воевал. Ассирийцы взяли Менаше в плен, привезли в Ассирию и там поместили в медный котел с двойным дном, под которым зажгли огонь.
От невыносимой боли и ужаса Менаше стал взывать ко всем божествам, которым служил, но, конечно же, безрезультатно. Тогда сказал он в сердце своем: «Вспоминаю, что отец учил меня такому стиху: “При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в будущие времена возвратишься ты к Господу, Богу твоему” (Дварим 4:30). Вот я взываю к Нему, и, если ответит (и я спасусь) — хорошо, а если нет — все одинаковы…» И когда он обратился к Богу своих отцов, Творец услышал Менаше, и, хотя тот опустился на самое дно порока, его молитва и раскаяние были приняты и нечеловеческие страдания прекратились.
Затем Менаше был возвращен в Иерусалим и царствовал там еще 33 года, полностью признавая и славя одного только единого Бога, своего Творца.
Рахав
Рахав (ивр. רחב, значит «полная, широкая») — жительница города Йерихо (Иерихон), которая во время завоевания евреями Земли Израиля под предводительством Йеошуа бин Нуна спрятала у себя на крыше разведчиков, которых он послал, от стражей города. Рахав уверовала в Бога и удостоилась за это великой награды с Небес.
Наши мудрецы говорят, что уже в возрасте 10 лет Рахав начала зарабатывать себе на жизнь как женщина легкого поведения.
В то время евреи вышли из Египта, а когда спустя 40 лет они подходили к Святой Земле, слухи об их чудесном освобождении и о чудесах, которые сопровождали их во время странствования по пустыне, распространились среди жителей Йерихо. Услышав это, Рахав осознала, что Бог евреев – Он истинный Властитель над всем миром. И, как она сказала потом разведчикам (Йеошуа, 2:11): «Господь, Бог ваш, есть Бог на небе, вверху, и на земле, внизу».
Рахав совершила полноценную тшуву, поэтому, когда разведчики пришли в ее дом, она помогла им спрятаться от погони, отправленной вслед за ними царем Йерихо. Ее тшува была столь глубокой и настолько преобразила душу, что Йеошуа бин Нун взял ее в жены. Среди её потомков было 8 пророков, которые были еще и коэнами, в их числе пророки Йехезкель, Ирмияу и пророчица Хульда (Мгила, 14б).
Рейш Лакиш
В юности Рейш Лакиш изучал Тору, но потом, связавшись с шайкой разбойников, «сбросил с себя ярмо закона» (Бава меция, 84а, Тосафот). Мало того, он стал предводителем банды, и только вмешательство рабби Йоханана «вернуло его под сень Шхины».
Рейш Лакиш начал заниматься в ешиве рабби Йоханана, и тот даже отдал ему в жены свою красавицу сестру (Бава меция 84а, Раши).
Благодаря всему этому Рейш Лакиш настолько изменился, что с течением времени стал великим мудрецом, одним из самых знаменитых и авторитетных мудрецов Талмуда.
Йосеф Мешита
Когда римляне поднялись на Храмовую Гору, они опасались заходить в Храм и сказали: «Пусть прежде зайдет еврей». Тогда предложили Йосефу Мешите зайти туда, чтобы взять себе что угодно из Храмовой утвари – что ни пожелает! И Йосеф выбрал не более и не менее как Менору, святой светильник из чистого золота. Недолго думая, могучий Йосеф взвалил Менору на плечо и вынес её из Храма. Когда римляне увидели чудесную Менору, сказали: «Не подобает невежде и простому человеку пользоваться ею, она предназначена для царских палат! Зайди снова и то, что вынесешь на этот раз, будет твоим».
И тут, внезапно осознав всю мерзость своего поступка, Йосеф раскаялся, сказав: «Хватит с меня и того, что я однажды рассердил своего Творца, не хочу сердить Его снова!» — и больше не поддался ни на какие уговоры римлян. Разъяренные, они приказали распилить его пилой, а Йосеф Мешит во время этой жестокой казни кричал: «Горе мне, разгневавшему своего Творца!»
Рабби Элиэзер бен Дурдая
Рассказывает Талмуд об Элазар бен Дурдая, что не было в мире блудницы, у которой бы он не побывал. И вот услышал он, что за морем живет еще такая, за встречу с которой платят по мешку золотых динаров.
Взяв с собой нужную сумму, он отправился в путь. Семь рек пересек, а когда добился благосклонности этой женщины, вдруг почувствовал, что его покидают жизненные силы.
Уединившись в долине между двумя горами, он воззвал к силам природы:
— Горы и долины! Попросите Всевышнего, чтобы Он явил мне Свое Милосердие…
Ответили ему горы и долины:
— Ты бы за нас попросил… Ибо сказано: «Вот горы падут и долины исчезнут…» (Йешаягу, 54).
С той же просьбой обратился он к земле и небесам — и услышал в ответ похожее. Ибо сказано (Йешаягу, 51): «Небеса развеются как дым, а земля, как одежда, истлеет».
Воззвал он к солнцу и луне, но и они ответили тем же. Ибо сказано (там же): «Исчезнет луна и устыдится солнце».
Понял он, что не на кого ему положиться, кроме себя, низко опустил он голову и заплакал — и в этот момент душа покинула его тело. И тогда раздался Бат Коль: «Рабби Элазар бен Дурдая удостоился удела в Будущем мире».
Когда рабби Йеуда Анаси услышал о происшедшем, он воскликнул: «Есть люди, которые зарабатывают свой (грядущий) мир долгами годами тяжелых усилий, но есть и такие, что получают его в одно мгновение!»