В еврейской истории есть несколько таких событий, которые Тора заповедует нам вспоминать каждый день.(1)
Традиции некоторых общин гласят, что событий такого рода всего 4, другие же говорят о 6, 8 и даже о 10 (ниже мы разберем это более подробно), и все же больше всего распространен обычай в завершение утренней молитвы упоминать 6 событий, которые в формировании еврейского мировоззрения играют принципиальную роль.
Первый, кто сформулировал эти 6 воспоминаний, которые теперь можно найти во многих сидурах (молитвенниках), был рабби Шнеур Залман из Ляд. Он упомянувший их и в своем сидуре, основанном на Мидраше и трудах Аризаля.(2)
Вот эти 6 событий.
1. Выход из Египта
«…Чтобы помнил ты день выхода твоего из Египта во все дни жизни твоей» (Дварим, 16:3).
Отдельная заповедь — помнить о том, что долгие годы мы были рабами в Египте, а Бог нас оттуда вывел. Она, безусловно, отличается от заповеди пересказывать историю Исхода в праздник Песах, которая подразумевает в том числе подробное описание чудес, которые при этом произошли.(3)
2. Синайское откровение
«Только будь осторожен, весьма оберегай душу свою — не забудь те события, которые видел ты глазами своими; и да не сотрутся они из сердца твоего, пока ты жив, и поведай о них сыновьям своим и внукам; поведай о том, что видел в день, когда стоял ты пред Господом, Богом твоим, у Хорева» (Дварим, 4:9–10).
Тора была дана в особенной, беспрецедентно торжественной обстановке, гремели громы, сверкали молнии, когда весь народ и каждый человек в отдельности видел и всем своим существом ощущал проявление славы Всемогущего. Столь особенная атмосфера гарантировала, что люди навсегда или, по крайне мере, очень надолго запомнят, что именно от Самого Бога мы получили Тору.
Таким образом, идея этой заповеди состоит в том, чтобы всегда помнить: мы сами были свидетелями Дарования Торы и получили ее не через пророка и не через посредника, а напрямую от самого Бога.(4)
3. Нападение Амалека
«Помни то, что сделал вам Амалек, когда вы были в пути после того, как вышли вы из Египта: как он напал на вас в дороге, когда вы были усталыми и измученными; и как истребил он тех из вас, кто ослаб и отстал, и не побоялся он Бога. И когда дарует вам Господь покой, усмирив всех врагов ваших на земле, которую Он, Господь, дает вам в наследственное владение, — сотрите память об Амалеке из поднебесной, не забудь!» (Дварим, 25:17–19).
Амалекитяне из всех народов выделились тем, что стали первыми, кто напал на молодой еврейский народ, несмотря на все чудеса, которые произошли ради евреев во время исхода из Египта. Таким образом, они не только вступили в войну с еврейским народом, но и показали, что не боятся Бога, создавая прецедент для тех, кто захочет напасть на евреев в будущем.
Вспоминая то, что они сделали, мы помним и то, что они обречены на суровое наказание из-за непреодолимого желания унизить еврейский народ и Бога.(5)
Другие объясняют, что мы ежедневно вспоминаем амалекитян не столько из-за их фактической военной атаки, сколько из-за духовной причины нападения, поскольку это было спровоцировано разобщенностью евреев и их слабостью в соблюдении заповедей.(6)
4. Золотой телец и бунты в пустыне
«Помни, не забывай, как гневил ты Господа, Бога твоего, в пустыне, (с того дня, как вышел ты из страны Египетской)» (Дварим, 9:7).
Мы вспоминаем, как неоднократно гневили Бога в пустыне, много раз восставая против Него, и как вскоре после дарования Торы сделали золотого тельца. Но, кроме этого, мы помним и великую доброту Бога, которую Он проявил, несмотря на все то, что мы делали. Всевышний всегда помнил завет, который заключил с нашими предками за сотни лет до этих событий, и в конечном итоге нас пощадил.(7)
5. Наказание Мирьям за необдуманные слова
«Помни, что сделал Господь с Мирьям в пути после того, как вышли вы из Египта» (Дварим, 24:9).
В этом случае мы напоминаем себе, насколько это необходимо быть осторожными, воздерживаться от поверхностных суждений и лашон а-ра (злословия). Если даже Мирьям, которая была пророчицей и сестрой Моше и Аарона, не имея злого умысла, сказала нескольких неосторожных слов о Моше, за что сразу же и пострадала, то уж в какой степени нам, простым людям, стоит оберегать свою речь, когда говорим о других.(8)
6. Шабат
«Помни о дне субботнем, чтобы освящать его» (Шмот, 20:8).
Шабат — свидетельство того, что Бог создал мир за 6 дней и опосле этого в 7-ойдень отдыхал. Вспоминая об этом ежедневно, мы не сможем забыть и о том, что мир создал Бог.(9)
Следует ли произносить эти воспоминания вслух?
Многие считают, что можно выполнить эту заповедь, мысленно перечислив 6 надлежащих пунктов. И действительно, в своем труде Шулхан Арух а-Рав(10) рабби Шнеур Залман из Ляд поясняет, что следует вспоминать перечисленное выше в то время, когда перед молитвой Шма читаются благословения Ааават Олам (Раба).(11)
И тем не менее, рабби Шнеур Залман решил поместить текст «6 вещей» в сидур. Некоторые объясняют, что это произошло потому, что многим трудно запомнить всю цепочку событий в их последовательности, к тому вдруг забудется какой-то пункт, когда произносят благословение перед молитвой Шма. В конце концов, есть немало людей, которым непросто глубоко сконцентрироваться и читать молитвы, даже осознавая их простое значение, не говоря уже о чем-то более сложном.(12)
Другие считают, что рабби Шнеур Залман сделал это в знак уважения к идее о том, что на самом деле нужно вспоминать эти события, проговаривая вслух. Однако большая часть мнений говорит о том, что он не считал необходимым вслух проговаривать эти 6 вещей.(13)
4, 6, 8 или 10 воспоминаний?
Притом, что самый распространенный обычай перечислять именно 6 событий, как уже говорилось, есть такие, кто говорит от 4 до 10.
Рабби Ицхак Лурия (Аризаль а-Кадош) говорит только о 4 событиях: исходе из Египта, даровании Торы, нападении Амалека и инциденте с Мирьям.(14)
Рабби Авраам Гомбинер (примерно 1635–1682), известный как Маген Авраам, в своем комментарии к Шулхан Арух цитирует вышеупомянутые 4 пункта Аризаля и от своего имени добавляет еще 2 — о Шабате, а также идею из Мидраша(15) о том, что каждый должен помнить грех золотого тельца,(16) и это увеличивает список до вышеупомянутых 6 пунктов.
Другие(17) к этому добавляют еще 2: ман, которым Всевышний кормил нас в пустыне, и то, что Бог даровал нам землю Израиля.
Есть и такие,(18) кто добавляют еще 2 пункта: воспоминание о том, что Билам и Балак хотели сделать с еврейским народом, и необходимость всегда помнить Иерусалим, как сказано в стихе одного из Теилим: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука».(19)
Так пусть же мы удостоимся восстановить Иерусалим и Святой Храм в скором времени, в наши дни!
Сноски
-
- См. Маген Авраам, Шулхан Арух, Орах Хаим, 60:2; Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 60:4. По правде говоря, в самих стихах говорится, что «мы должны помнить» или «не забывать» эти события, и уже из этого раввины извлекают, что это делается благодаря ежедневному вспоминанию.
- См. сидур рабби Шнеура Залмана.
- См. Ликутей Сихот, т. 21, с. 71; см. также Агада Шель Песах с Ликутей Таамем, со слов «Мицва Алейну Лесапер», чтобы увидеть список различий между заповедью ежедневно вспоминать об исходе из Египта и в вечер Песаха.
- См. Рамбан на Сефер а-Мицвот, Шикхат а-Лавин, 2, и его коммент. на Дварим, 4:9.
- См. Рамбан на Сефер а-Мицвот, Шикхат а-Асей, заповедь 7.
- См. комментарий Млахет Шлома на Мишна, Мгила, 3:7, и Сефер а-Сихот 5749, т. 1, с. 342.
- См. Рамбан на Сефер а-Мицвот, Шикхат а-Асей, заповедь 7.
- Там же.
- См. комментарий Рамбана на Шмот, 20:8.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 60:4.
- По словам Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 60:4: «Когда кто-то говорит «у-вану вахарта» («и Ты избрал нас»), он должен вспомнить Дарование Торы; «ве-керавтану» («и Ты приблизил нас») — как евреи собрались вокруг горы Синай; «ле-Шимха а-Гадоль» («Твоему великому Имени») — это намекает на нападение Амалека, потому что Имя Бога не может быть полным, пока семя [Амалека] не будет уничтожено; «леодот Леха» («благодарить Тебя») — это намекает на инцидент с Мирьям, потому что рот был создан, чтобы благодарить [Бога], а не сплетничать. Фраза «у-зхартем эт коль мицвот Адонай» («и вы вспомните все заповеди Бога») намекает на Шабат, соблюдение которого эквивалентно всем заповедям. Кроме того, существует авторитетное мнение, которое гласит, что нужно вспомнить о золотом тельце при словах «у-леяхдеха бе-аава» («провозглашать Твоё единство с любовью»), показав, что мы отличаемся от тех, кто создал золотого тельца и действовал без проявления любви к Святому, да будет благословен Он.
- Нохег Кацон Йосеф, с. 77; Кецот а-Шулхан, 19:10, и Бадей а-Шулхан, там же.
- См. Бадей а-Шулхан, там же; действительно, указывается, что обычно нельзя цитировать и читать отрывки стихов, и все же в тексте о 6 вещах некоторые воспоминания составляют лишь половину стиха. Причина, по которой это разрешено в данном случае, заключается в том, что смысл состоит не в том, чтобы на самом деле читать стих, а только в том, чтобы помнить идеи, лежащие в основе этого стиха (см. Игрот Кодеш, т.12, с. 3, цит. респонс Маарам Шик, Орах Хаим, 124 ).
- При Эц Хаим, Шаар Крият Шма, 3; Шаар а-Кванот, с. 119.
- Ялкут Шимони, Бехукотай, 671.
- Маген Авраам, Шулхан Арух, Орах Хаим, 60:2.
- Сефер Харедим, Мицвот Асей а-Телуйот ба-Лев, 1:23, и Мицвот Асейха-Телуйот ба-Кане, 4:51; рабби Леви Ицхак из Бердичева в Кунтре Сефер Хазехирот (напечатано на обороте некоторых изданий Кдушат Леви).
- Рабби Хаим Йосеф Довид Азулай (Хида), Аводат а-Кодеш, Каф Ахат, 25; Сидур Яавец.
- Теилим, 137:5.