1. Первые евреи прибыли в Канаду в 18 веке
Изначально большая часть Канады была французской колонией, въезд в которую запрещался всем, кто не исповедовал католицизм. Естественно, этот запрет включал и евреев.
Необычным исключением стала одна девочка по имени Эстер Брандо. Переодевшись нееврейским мальчиком, она устроилась работать на судно и таким образом в 1738 году оказалась в подконтрольной французам Канаде. Когда ее личность была раскрыта и стало ясно, что она ни за что не откажется от своих религиозных взглядов, ее депортировали обратно во Францию.
В середине 18 века британская экспансия привлекла в Канаду еврейских торговцев, меховщиков и военных, в основном из сефардов. В 1768 году они основали в Монреале Испано-португальскую синагогу, и сейчас, спустя 255 лет, она все еще действующая.
2. Еврейское население составляет почти 400 тысяч человек
Нынешнее еврейское население Канады оценивается примерно в 400 тысяч человек, и по численности это четвертая в мире диаспора после Израиля, США и Франции.
3. Наибольший приток еврейских иммигрантов на рубеже 19 и 20 веков
Предки подавляющего большинства представителей еврейской общины Канады приехали туда в период между 1880 годом и концом Первой мировой войны. Вынужденная бедность и постоянные преследования в Восточной и Центральной Европе вынудили миллионы евреев покинуть обжитые места и отправиться на поиски более спокойного пристанища.
После Холокоста к ним присоединились еще 40 тысяч человек, чудом переживших концлагеря и нацистский режим.
4. Идиш был третьим по популярности языком Монреаля
Со временем в Монреале, Торонто и многих других городах Канады возникла многочисленная оживленная еврейская община, основным языком которой был идиш. После английского и французского идиш стал третьим по популярности языком Монреаля, он широко использовался в бизнесе и в других сферах жизни.
На протяжении большей части 20 века ежедневные новости можно было прочитать в газете «Кенедер Адлер» («Канадский орел»), которая выходила исключительно на идише.
5. Еврейские сельскохозяйственные колонии
Стремясь обеспечить обездоленных евреев стабильным источником заработка, местные филантропы основали еврейские сельскохозяйственные колонии в суровых прериях провинции Саскачеван. Однако со временем дети тех первых поселенцев нашли себя на других поприщах и разъехались в разные концы страны. Так что от тех колоний мало что осталось, немного разрозненных еврейских семей да старые здания.
6. Первая ешива была основана в 1941 году
Когда нацисты захватили Польшу и Литву, некоторые учащиеся хабадской ешивы в польском Отвоцке бежали в Вильно, а оттуда в Японию и Китай – благодаря визам, выданным Тиуне Сугихарой, одним из настоящих героев, спасших тысячи еврейских жизней.
В 1941 году девять из тех учащихся прибыли в Монреаль и основали там Раввинский Колледж Канады — первое такого рода учреждение в стране.
Со временем Колледж развивался и теперь он включает еще аналогичное учебное заведение для девушек Бейт Ривка.
7. В конце 20 века Торонто обогнал Монреаль
По мере того как активизация французско-канадских сепаратистов усложняла жизнь англоязычных жителей Монреаля, лишая ее определенности, многие евреи приняли решение переехать на запад страны, в Торонто, Виннипег и даже Ванкувер, расположенный на побережье Тихого океана. Так Торонто, где в середине века проживало не более 70 тысяч евреев, стал домом для общины из 200 тысяч человек.
8. В тот же период приехали марокканские евреи
Схожая динамика, которая способствовала изгнанию ашкеназских евреев из Монреаля, привлекла на их место многих франкоговорящих марокканских евреев, и они оказались как раз весьма желанными гостями в городе, где среди населения все больше преобладали французы.
Сегодня марокканская еврейская община Канады зарекомендовала себя очень хорошо, обустроив полноценную инфраструктуру со школами, синагогами и другими важными для полноценной еврейской жизни религиозными заведениями.
По мере того, как идут годы и растет поколение еврейских детей, рожденных в Канаде. Их родители тоже уже не иммигранты. Марокканцы все больше интегрируются со своими местными ашкеназами, благодаря чему дети обеих общин обязательноговорят на английском и французском и учатся друг у друга характерным для их культур традициям и обычаям.