Интересные моменты, касающиеся самого святого дня еврейского календаря, включая заповедь устраивать накануне большую праздничную трапезу.
В преддверии Йом Кипура предлагаю вспомнить о нескольких не очень освещаемых фактах об этом дне, чтобы мы могли подойти к его соблюдению с более полным пониманием.
1. Есть заповедь устраивать перед началом Йом Кипура праздничную трапезу.
Несмотря на то, что Йом Кипур — самый святой для евреев день, Тора заповедует нам проводить его в посте. Пожалуй, это самый известный из всех еврейских постов, а так же единственный, о котором сказано в Торе и который не связан с какими-либо траурными историческими событиями.
Однако не все знают, что существует отдельная заповедь — насладиться в канун Йом Кипура праздничной трапезой. Обычно мы красиво накрываем на столы, как делали бы это в Шабат или в другие праздники, и садимся есть, собираясь вместе с семьей или друзьями. Эта специальная послеобеденная трапеза перед началом поста позволяет нам радостно отметить приближающийся праздник, а также дает возможность как следует подкрепиться перед предстоящим строгим постом.
Эту трапезу, которая носит название сеуда мафсекет (“разделительная трапеза”), следует закончить засветло, за какое-то время до начала Йом Кипура. Кроме того, она не должна содержать алкоголь, чеснок и большое количество специй.
Наши мудрецы говорят, что в идеале стоит не просто устроить одну праздничную трапезу, а в целом в течение дня, предшествующего Йом Кипуру, есть как можно больше. Это связано с тем, что стихи Торы, в которых упоминается заповедь поститься в десятый день месяца Тишрей, говорят и об особенности предшествующего ему дня, девятого Тишрея. Необычная формулировка Торы трактуется мудрецами как прямая заповедь наслаждаться в этот день пищей и как указание на то, что человеку, который 9-го Тишрея кушает, а 10-го — постится, это будет на Небесах засчитано как два дня поста.
2. Мы уподобляемся ангелам.
Еврейская традиция гласит, что перед тем, как сотворить первого человека, Бог сообщил о своем намерении небесным ангелам. Ангелы были в ужасе и спросили Всевышнего, почему Он решил сотворить таких порочных существ; разве недостаточно совершенных ангелов? На это Бог ответил, что, хотя люди и имеют недостатки, человеческие существа отличаются тем, что способны достигать величия благодаря заложенной в них свободе выбора, достигая духовных высот, в то время как ангелы, созданные идеальными и лишенные свободы выбора, никогда не смогут расти.
В Йом Кипур мы признаем нашу способность достигать совершенства, уподобляясь ангелам, которые не совершают злых дел. Во многих общинах принято в этот день надевать белые одежды, чтобы еще больше подчеркнуть сходство с ангелами. Мы постимся, словно живем исключительно в духовном мире и не нуждаемся в подпитке своей материальной природы. На протяжении одного дня в году мы оставляем позади физическую сторону и сосредотачиваемся исключительно на своей духовной сущности.
3. Еда — не единственная роскошь, от которой мы отказываемся.
Не секрет, что в этот святейший день года мы отказываемся от еды и питья. Но кроме того, мы не моемся и не умащаем себя, нанося какую-либо костемику или кремы, не носим кожаную обувь и не вступаем в супружескую близость. Это отрешение от физических потребностей и удовольствий также направлено на сосредоточение на духовности.
4. Некоторым необходимо есть.
Известно, что важность заповеди спасения жизни превалирует в иудаизме над всеми остальными заповедями. Поэтому, если у кого-то, не дай Бог, есть заболевания или какие-либо другие медицинские причины, по которым пост был бы опасным для жизни, этот человек не просто освобождается от поста в Йом Кипур, но должен соблюсти повелительную заповедь и поесть для того, чтобы спасти свою жизнь.
Если у вас есть какие-либо вопросы в связи с возможностью поститься в конкретно вашем случае, обязательно обсудите их с врачом и ортодоксальным раввином, чтобы сохранить свое здоровье.
5. Одного лишь сожаления о своих грехах не всегда достаточно.
В то время как Йом Кипур — день прощения и искупления, полный молитв, все же, когда речь заходит о том, чтобы искупить то, что мы совершили по отношению к другим людям, мы должны не только попросить прощения у Бога, но и сделать реальный шаг, принеся свои извинения тем, кому мы причинили вред.
Грехи между человеком и Богом могут действительно быть искуплены посредством молитвы и искренней тшувы, раскаяния, но если речь идет о провинностях в отношениях между людьми, невозможно поступать так же. Если ущерб, который мы причинили другому человеку, можно как-либо исправить — например, заплатив, чтобы починить то, что мы сломали — мы обязаны это сделать и это тоже, прежде чем сможем быть действительно полностью прощены.
6. Существует глубокая связь между праздниками Йом Кипур и Пурим.
На первый взгляд кажется, что Пурим по своей сути противоположен Йом Кипуру: это веселый весенний праздник, который принято отмечать множеством энергичных песен, танцев, подарков, еды и питья. И все же еврейская традиция учит, что Пурим связан с Йом Кипуром на фундаментальном уровне.
Йом ха-Кипурим, как этот день называется в Торе, буквально переводится как «День Искупления», но так же может означать и «День, подобный Пуриму» (Йом ха-ки-Пурим). Оба эти дня позволяют нам привнести в свою жизнь духовность и поднять себя, используя противоположные подходы: Пурим задействует все наши физические чувства, а Йом Кипур, наоборот, всячески от них отстраняется.
7. В синагоге мы несколько раз падаем ниц.
В то время как обычно в синагоге мы просто несколько раз кланяемся во время Амиды, в течение общественной молитвы в Йом Кипур и Рош а-Шана принято вставать на колени во время нескольких ключевых моментов службы. Такой отход от привычного хода молитвы подчеркивает особенность этих святых дней и напоминает нам о том, что во времена существования Святого Иерусалимского Храма первосвященник падал ниц во время некоторых молитв Йом Кипура.
8. Термин «козел отпущения» появился благодаря Йом Кипуру.
Термин «козел отпущения» происходит от службы в Храме в Йом Кипур. В древние времена одним из жертвоприношений этого дня были два козла. Один из них был предназначен в очистительную жертву, а другого первосвященник брал для того, чтобы, возложив руки на его голову, исповедоваться перед Всевышним обо всех грехах народа Израиля, а затем отправить специального человека с этим козлом в пустыню, где тот сбросил бы его с обрыва (Ваикра, 16:1-34). Мы читаем об этом древнем ритуале в Йом Кипур во время утренней молитвы и молимся о том, чтобы в этот день наши грехи также были “высланы” за пределы нашего народа и забыты.
9. Ночь после Йом Кипура тоже считается праздничной.
Поскольку после периода раскаяния и Дня Искупления наша жизнь начинается с чистого листа, вечер после Йом Кипура считается праздничным. Принято устраивать особую трапезу, поздравлять друг друга и желать хорошего завершения осенних праздников.
Кроме того, после завершения Йом Кипура начинается время подготовки к следующему большому еврейскому празднику, Суккоту, который начинается уже через четыре дня после него. Евреи по всему миру радуются окончанию суда и начинают строить специальные шалаши, суккот, с которыми и связано название приближающегося праздника.