Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

9 фактов об Агари, которые следует знать

1. Египетская принцесса

Впервые мы узнаем об Агари в самом начале 16 главы книги Берешит, где Тора говорит о ней как о «рабыне-египтянке» Сары.1 В то же время Мидраш нам рассказывает, что до этого она была египетской принцессой. Когда Авраам и Сара какое-то время жили в Египте и фараон стал свидетелем чудес, которыми окружил их Всевышний, он решил: «Лучше, чтобы моя дочь была рабыней в их доме, чем правительницей в чужом».2

2. По решению Сары стала женой Авраама

Когда Саре было уже далеко за семьдесят, а ребенка у супругов все не было, она предложила Аврааму взять ее рабыню в качестве второй жены (в те времена иногда такое практиковали; Сара оказывает большое уважение Агари, предлагая мужу взять ее рабыню в жены, а не в наложницы). Она ожидала, что дитя, родившееся у Агари, станет ей как родное, а Всевышний наконец услышит ее давние молитвы о ребенке и засчитает такой самоотверженный поступок в заслугу.3

3. Презрела свою госпожу

Агарь действительно скоро забеременела. При этом она решила, что это произошло потому, что она праведнее своей госпожи и заслужила больших благ от Всевышнего, и во всеуслышание заявила о своих выводах.4

Не желая терпеть такую неслыханную дерзость, Сара нашла способ напомнить рабыне о ее месте, и та ощутила такой гнет, что у нее случился выкидыш. В отчании она убежала в пустыню.5

4. Дважды говорила с ангелом

Впервые ангел обратился к Агари, когда, убежав от своей госпожи, она сидела у источника. Он велел беглянке вернуться к Саре, несмотря на гнет, и пообещал, что у нее будет множество потомков.

Ангел также предрек, что от Авраама у нее родится сын, которого она должна назвать именем Ишмаэль (буквально «Бог услышит»), что тот будет диким человеком («его рука против всех и рука всех против него»), но при этом могущественным.6

Мудрецы указывают на интересную деталь. Живя при Аврааме с Сарой, Агарь привыкла видеть ангелов, а потому не посчитала беседу с ангелом чем-то необычным.7

Есть еще очень интересный нюанс. Хотя из текста Торы мы знаем, что именно Агари ангел дал указание назвать ее первенца, родившегося от второй беременности,8 Ишмаэлем, далее в повествовании мы видим, что это имя сыну дает Авраам.9 Это стало возможно благодаря его пророческому дару (о том, что он пророк, Сам Всевышний сказал Авимелеху, 20:7).

О втором разговоре Агари с ангелом мы расскажем чуть ниже.

5. Стала прародительницей целого народа

В конце недельной главы Хаей Сара перечислены имена 12 сыновей Ишмаэля, ставших основателями 12 различных племен одного народа, расселившегося по огромной территории.10 Далее в Торе неоднократно упоминаются ишмаэльтяне.

6.  Бог спас жизнь ее сына

Когда Сара родила Ицхака, Ишмаэлю было 14 лет — уже тогда проявлялся его дикарский нрав. Сара опасалась, что это окажет плохое влияние на Ицхака, а потому приняла решение попросить мужа, чтобы он отослал Агарь-египтянку вместе с сыном.

Аврааму тяжело было думать о том, чтобы проститься со старшим ребенком, однако Всевышний сказал ему во всем слушаться Сару, а также что его истинным наследником будет Ицхак.

Тогда, как сообщает Тора, «поднялся Авраам рано утром» и отослал Агарь. Очевидно, встал пораньше, чтобы она с сыном успела добраться до ближайшего селения, пока не так жарко.

Можно предположить, она совсем не ожидала такого поворота событий и ушла с сильно сокрушенным сердцем, потому в какой-то момент и заблудилась в пустыне. Вода закончилась, а Ишмаэль страшно страдал от жажды. Тора рассказывает, что мать положила его в тени под кустом и, сев подальше, чтобы не видеть смерти сына, стала стенать и плакать.

Далее из слов ангела мы узнаем, что Ишмаэль тоже плакал, и Всевышний услышал его плач. Тогда ангел снова воззвал к Агари и она как прозрела — наконец увидела колодец, который до этого не замечала.11 Так Ишмаэль был спасен.

7. Нашла себе невестку в Египте

Даже после четверти века пребывания в семье Авраама, которая жила совсем другой жизнью, чем окружающие народы, Агарь все еще чувствовала прочную связь со своими корнями, поэтому, когда пришло время найти жену для Ишмаэля, она отправилась в Египет.12

Из Мидраша известно, что Авраам продолжал поддерживать отношения со старшим сыном. Например, видя, что отец не одобряет его супругу-египтянку, тот стал самостоятельно искать более подходящую жену.

8. Некоторые мудрецы считают Ктуру Агарью

После того, как скончалась Сара, через некоторое время Тора сообщает, что Авраам женился на женщине по имени Ктура, которая родила ему шестерых сыновей.13

Некоторые мудрецы считают, что Ктура — это Агарь. Но почему тогда Тора называет ее другим именем?

Одно из объяснений заключается в том, что имя Ктура связано с ивритским словом кторет — «благовония». Это намекает на то, что с годами Агарь раскаялась и ее дела стали столь же угодны Богу, как и благовония, возносимые в Святом Храме.

Согласно другому мнению, это имя имеет отношение к арамейскому слову «узел», отражая тот факт, что все годы, пока Агарь находилась вдали от Авраама, она не вступала в отношения с другими мужчинами, «завязав свою одежду на узел».14

9. Ее душа перевоплотилась в служанку Ишая

Относительно происхождения отца царя Давида надо сказать, что при его жизни продолжались споры, является ли он евреем, если его бабушкой была Рут-моавитянка (ее историю мы читаем в Мегилат Рут в праздник Шавуот).

В какой-то момент, чтобы не нарушать еврейский закон и уберечь от того же свою жену, которой не следует вступать в связь с неевреем, Ишай отстранился от нее и взял в наложницы рабыню. У них с женой на тот момент уже было шестеро прекрасных сыновей.

Жена Ишая, будучи уверенной в своем муже и его родословной, страдала от сложившейся ситуации, желая возобновить брак для того, чтобы привести в этот мир еще хоть одну праведную душу. Рабыня-наложница Ишая, видя горе своей госпожи, однажды предложила ей ночью тайком занять ее место.

В ту же ночь женщина забеременела, после чего в положенный срок родился Давид, впоследствии ставший самым прославленным царем Израиля, автором книги Теилим, которая многие века не сходит с еврейских уст, и предтечей самого Машиаха.15

Мудрецы говорят, что та рабыня была перевоплощением Агари, и ее самоотверженные действия в новой жизни исправили проступки прошлого, когда она возгордилась и принижала свою госпожу, долгое время мечтавшую о ребенке и, в сущности, давшую ей возможность родить благословенного Богом сына от Авраама.16

Сноски

  1. Берешит, 16:1.
  2. Берешит Раба, 45.
  3. Берешит, 16:1, и коммент. Раши на этот стих.
  4. Раши на Берешит, 16:4.
  5. Берешит, 16:6.
  6. Там же, 16:7-12.
  7. Берешит Раба, 45:10.
  8. См. Раши на Берешит, 16:11.
  9. Берешит, 16:15.
  10. Там же, 25:12-18.
  11. Берешит, 21:9-20.
  12. Там же, 21:21, и коммент. Раши на этот стих.
  13. Берешит, 25:1.
  14. Раши на Берешит, 25:1.
  15. Эта идея связана с Сефер а-Тодаа, Сиван: Рут и Давид.
  16. Гильгули Нешамот, рабби Менахем Азария из Фано.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (6)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications