Кто искупит нас и как мы можем ускорить свое искупление? 9 фактов о 7 Адаре – дне, когда Моше покинул материальный мир
В этот день лучше всего возносить молитвы о покаянии.
В день 7 Адара родился и покинул материальный мир Моше – первый вождь и учитель Израиля. В этот день многие общины подводят духовные итоги и возносят свои молитвы о том, чтобы прийти обратно к Б-гу. И Атам Софер, и Яаарат Деваш говорят, что 7 Адара еврейские священники должны выступить перед народом и рассказать им о необходимости покаяния.
В первом пасуке этой недельной главы Торы Тецаве говорится – «И прикажи детям Израиля всегда брать чистое оливковое масло для зажигания свечей».
В Ор Ахаим пишется, что это повеление относится к евреям, изучающим Тору. Изучение Торы приравнивается к свету. Как говорит Святой Зоар, свет искупления придет через Моше в соответствии с заслугами Израиля в изучении Торы.
Зоар говорит, что будущее искупление состоится благодаря заслугам Моше: «Рав Йоси бен Халафта спросил Рабби Итцхака: «Слышал ли ты о том, почему задерживается приход Машиаха?» И Рабби Итцхак ответил ему: «Приход Машиаха задерживается только потому, что не изучают Тору. Это то, о чем Рабби Амнуна старший сказал: «Мы были в трех разных изгнаниях и вернулись из них благодаря заслугам трех патриархов. Наше четвертое изгнание окончится благодаря заслугам Моше, и мы сможем вернуться».
Бедность среди Израиля оттого, что не изучают Тору. Зоар продолжает и объясняет причину бедности среди евреев: «Вот почему Тора говорит и наказывает нам через Моше – храните Тору и усердно изучайте ее. Но если они ослушаются, то станут мораша, что означает бедный. В пасуке сказано: Б-г мориш, что означает, делает бедным. Это учит нас тому, что бедность наступает оттого, что евреи не учат Тору и не делают мицвы.
Моше не хочет давать искупление тем, кто не учит Тору. Ор Ахаим делает следующий вывод: «Вот почему изгнание такое долгое – пока мы не будем соблюдать Тору и мицвы, Моше не хочет давать искупление народу, который не учит Тору».
Моше будет нашим правителем. Ор Ахаим намекает на первый пасук из Тецаве – «И должен ты повелевать, как говорится в Торе – и Он будет повелевать своим ангелам, подобно мудрецам, который говорят слово «Тцав» — повеление. Повелевать означает царствовать, поскольку Моше будет нашим правителем. Это означает, что при будущем искуплении Моше соединится с детьми Израиля и будет править нами. В другом месте Зоар говорится: «Моше, который искупил нас в прошлом, также дарует нам искупление в будущем, поскольку «то, что было в прошлом, наступит и в будущем» — Ма Шеhая Ху шейихиеh (буквы, выделенные жирным шрифтом показывают написание имени Моше). Вопрос – должен ли Мошиах быть потомком Царя Давида? Ор Ахаим отвечает, что душа Мошиаха будет сочетанием душ Давида и Моше.
Учи Тору ради Торы, не ради собственного величия. Ор Ахаим говорит, что для искупления Израиля необходимо, чтобы евреи погрузились в Тору. Это сравнивается с чистым маслом, которое освещает мир — учи Тору ради Торы, не ради того, чтобы выходить победителем в спорах, и не ради собственного величия.
Учи Тору, жертвуя собой. Ор Ахаим говорит еще об одном условии. «Выжми ради света» — «катит ламаор». Нужно быть «катит» — «выжать» свои ноги, «выжать» свое тело, прилагать усилия для изучения Торы. Поскольку говорится: «Вот закон Торы – человек должен умереть в шалаше». Тора существует только тогда, когда человек «убивает» себя ради нее.
Моше пожертвовал собой ради Торы. Слова Моше Израилю написаны в Сифрей: «Моше сказал Израилю: «Возможно вам известно, сколько я выстрадал ради Торы, сколько я работал ради нее, сколько усилий приложил. И говорится в пасуке: «И был он там (на небесах) 40 дней и 40 ночей». Я ходил среди ангелов, среди ангелов огня, даже один из которых мог сжечь весь мир…. Я отдал свою жизнь ради Торы, отдал свою кровь за нее. И как я познал Тору через боль, так и вы должны изучать ее (даже через боль). (Сифрей, Аацину, 1).
Из всего этого можно сделать вывод, что 7 Адара – день ухода Моше из материального мира, это тот день, когда мы можем укрепиться в изучении Торы. И благодаря этому заслужить приход окончательного искупления.