Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Прощать или не прощать?

Вопрос

Уважаемый рав Реувен!

Прочитала у Вас на сайте, что, если человек, причинивший зло, не попросил прощения, его не надо и прощать. Но в молитве перед сном Рибоно шель олам, в самом ее начале, мы каждый день говорим:

«Я прощаю всякого, кто обидел меня или оскорбил, или нанес ущерб лично мне или имуществу моему, или моему доброму имени, или чему-либо из того, что мне принадлежит, — вынужденно или добровольно, по ошибке или умышленно, словом или делом, в этой жизни или в предыдущей. Прощаю всякого сына Израиля, да не будет никто наказан из-за меня».

Если нет обязанности прощать, зачем же мы так настойчиво стараемся в конце каждого дня облегчить свое сердце от обид?

 

Ответ

Рамбам пишет: «Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика… Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить». Из этих слов мы учим, что именно когда виновный просит у обиженного им прощения, следует ему простить, если же он не просит прощения, нет необходимости этого делать.

Почему же, если так, мы в конце каждого дня прощаем каждому обидчику без того, чтобы он попросил у нас прощения?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно было бы сказать: несмотря на то, что нет обязанности простить, это все-таки стоит сделать. Потому что таким образом мы удостоимся, чтобы и Творец простил нам наши грехи. Ведь Он обычно поступает с нами подобно тому, как мы относимся к окружающим.

Однако, если не ошибаюсь, Саба из Кельма считает, что не следует прощать ближнего без того, чтобы он сам попросил прощения. Мудрец аргументирует это тем, что, как сказано в святых книгах, мы должны стараться учиться у Создателя добрым качествам, а Он, хотя прощает грешникам их грехи, делает это при условии, что они искренне раскаиваются и просят у Него прощения.

В трактате Йома (87а) приводится такая история. Некий мясник обидел Рава и не попросил у него за это прощения. Время шло, подошел Йом Кипур. А в Мишне сказано, что человеку не прощаются в Судный День грехи в отношении ближних, если не попросил за них прощения и не постарался, чтобы его простили от души.

Желая, чтобы мясник в Йом Кипур был чист от всех грехов, накануне этого дня Рав решил сам пойти к нему и таким образом предоставить ему возможность попросить прощения. Из того, что Рав не простил мяснику сам по себе, мы учим, на первый взгляд, что без этого не стоит и прощать.

В соответствии с этим, думаю, можно сказать, что есть разница между материальным ущербом, который ближний нанес нам, и духовным. О материальном ущербе можно и стоит простить без того, чтобы обидчик попросил прощения, ведь, ведь все материальное — это «суета сует». И так пишет Рамбам (Законы мнений, 7:7): «следует человеку прощать за все, ведь для понимающих все в этом мире — прах и суета». Однако если  кто-то нанес нам духовный ущерб, то его не следует прощать до того, как тот попросит у нас прощения. И, возможно, об этой ситуации идет речь в вышеупомянутой истории про мясника.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications