Вопрос:
В свете предыдущего обсуждения о статусе первых людей у меня возник следующий вопрос. Можно ли считать таких великих праведников как Ханох, Метушелах, Шем и Эвер евреями? Ведь они, как известно, обучали людей Торе. В чем же тогда заключается принципиальное отличие между ними и Авраамом, которого мы считаем первым евреем?
Ответ:
Действительно, как было разъяснено ранее, в определенном аспекте этих праведников можно назвать «евреями», учитывая их высокий духовный уровень и связь с Торой.
Однако существует принципиальное отличие между их служением и служением Авраама.
Эти праведники – Ханох, Метушелах, Шем и Эвер – хотя и обучали Торе, делали это преимущественно в рамках своих домов учения (бейт мидраш). Они передавали мудрость тем, кто сам приходил к ним в поисках истины.
Авраам же избрал совершенно иной путь служения. Он активно распространял знания о Творце среди людей. Сказано о нем: «и воззвал он именем Всевышнего» (Берешит 12:8). Это означает, что Авраам всеми возможными способами распространял знание о Творце среди людей. Для этого он использовал различные подходы. Так, к примеру, наши мудрецы рассказывают, что Авраам принимал путников, кормил их, а когда те хотели его благодарить, говорил им: «Благословите подобает Тому, Кто воистину вас накормил – Всевышнему, Властелину мира» (Мидраш Раба, Берешит 54:6).
Тора свидетельствует о душах, которых «сделал» Авраам (Берешит 12:5) – это относится к людям, которых Авраам своими действиями и учением привел под сень Всевышнего.
Именно поэтому Творец называет Авраама «любящий Меня» (Йешаяу 41:8). Ведь, как пишет Рамбам в «Книге Заповедей» (повелевающая заповедь №3), заповедь любить Всевышнего включает в себя не только нашу собственную любовь к Нему, но и стремление приводить других людей к этой любви. Рамбам объясняет это на примере человеческих отношений: когда мы любим кого-то, мы естественным образом начинаем говорить о нем с другими, восхвалять его и стремимся, чтобы другие тоже его полюбили. Так же, пишет Рамбам, когда человек истинно любит Всевышнего и постигает Его истину, он неизбежно будет стремиться привести к этому знанию тех, кто еще не обрел его. Этим путем и шел Авраам – он не только сам любил Творца, но и стремился пробудить эту любовь в других.
Эта активная роль в распространении знаний о Творце и приближении людей к служению Ему стала одной из определяющих характеристик Авраама как первого еврея и родоначальника еврейского народа.