Вопрос:
Шалом, уважаемый рав Реувен!
У меня есть два вопроса:
Как правильно делать тшуву? Я знаю, что есть специальный текст, но если человек раскаивается своими словами — это не «уменьшает» его тшуву?
Если человек, который совершил те грехи, про которые сказано, что совершивший их лишается, не дай Б-г, доли в грядущем мире, делает тшуву, то он не подлежит такому строгому наказанию?
Ответ:
Уважаемая Светлана,
Тшува состоит из трех основных элементов: оставление греха, сожаление о нем и исповедь (Рамбам, Мишнэ Тора, Законы тшувы 2:2).
Оставить грех — значит прекратить его совершать, устранить мысли о нем и твердо решить больше не повторять его в будущем. Сожаление подразумевает глубокое осознание того, что нарушение заповедей Творца и уход с Его пути — это горько и отвратительно, и что за каждый грех последует наказание. Нужно искренне раскаяться в своих дурных поступках. Исповедь — это вербальное признание перед Всевышним: «Я согрешил, сделав то-то и то-то. Теперь я горько сожалею, стыжусь своего поступка и никогда больше не повторю его».
Как мы видим, все эти три компонента необходимы для полноценной тшувы. Однако Мабит пишет, что даже неполная тшува, когда человек только сожалеет о содеянном, но еще не решил оставить грех, или решил больше не грешить, но пока не раскаялся, — все равно в определенной мере помогает (Бейт Элоким, Врата тшувы 1). Тот, кто твердо решил изменить свой путь и больше не грешить, уже считается праведником, даже если еще не раскаялся и не исповедовался (Там же).
Для исповеди нет какого-то специального текста. Есть общие молитвы, например, таханун. Но для признания в конкретных грехах главное, чтобы слова исходили из самого сердца. Исповедоваться нужно так, чтобы другие люди не слышали, ведь не следует рассказывать окружающим о своих проступках. (Рамбам, Мишнэ Тора, Законы тшувы 2:5).
Тшува искупает лишь грехи человека перед Б-гом. Но если он провинился против другого человека — украл, нанес физический или моральный ущерб, оскорбил — то сперва он должен возместить ущерб и попросить прощения. Если обиженный не прощает, нужно привести к нему трех друзей, чтобы они ходатайствовали, и повторить так до трех раз. Если и это не помогло, виновный считается сделавшим все от него зависящее, а обиженный теперь сам неправ. Если же пострадавший — учитель провинившегося, тот должен просить прощения хоть тысячу раз. Когда обиженный умер, следует пойти на его могилу с десятью людьми, признаться в своей вине и попросить прощения. Если могила далеко, то же самое можно сделать через посланника (Рамбам, Мишнэ Тора, Законы тшувы 2:9-11).
Рабейну Йона учит, что даже закоренелый грешник, многократно восстававший против Творца, может вернуться к Нему через тшуву (Шаарей Тшува 1:1). Это относится и к тем грехам, за которые полагается карет или теряют удел в будущем мире. Всевышний принимает раскаяние даже если человек пришел к тшуве из-за постигших его несчастий, и тем более, если он возвращается из трепета и любви к Б-гу (Там же 1:1).
Хотя некоторые вещи и поступки усложняют процесс тшувы, Рамбам подчеркивает: «Все эти препятствия затрудняют тшуву, но не делают ее невозможной. И если человек раскаялся в них — он считается бааль тшува (раскаявшимся) и имеет удел в мире грядущем» (Мишнэ Тора, Законы тшувы 4:6).