Вопрос:
Уважаемый раввин!
С углублением моего познания Торы я всё больше восхищаюсь мудростью и глубиной её мировоззрения, тем прекрасным светом, который она проливает на устройство мира. Особенно сильное впечатление на меня произвело учение Торы об отношениях между мужчинами и женщинами, не состоящими в браке.
Однако, наблюдая в современном обществе поведение людей, весьма далёкое от этих священных принципов, я часто ощущаю внутреннее раздражение и гнев. Как научиться спокойно воспринимать их образ жизни и относиться к ним с пониманием, не испытывая негативных эмоций?
Ответ:
Уважамая Яэль!
Ваш вопрос глубоко тронул меня. В нём отразилось трепетное отношение к мудрости Торы, особенно к её священному учению о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Это свидетельствует о Вашей духовной зрелости и чутком сердце.
Ваше внутреннее неприятие поведения, противоречащего священным принципам, – естественное проявление чистой души. Подобно тому, как человек с острым зрением особенно восприимчив к яркому свету, так и духовно чуткая личность острее ощущает несовершенство мира. Берегите эту чувствительность – она признак возвышенной души.
При этом важно не поддаваться раздражению или гневу по отношению к тем, кто ещё не познал свет Торы. Они достойны не осуждения, а сострадания, ведь эти люди лишены того великого дара понимания, которого удостоились мы. Они несчастные люди. Их образ жизни не только отдаляет их от вечности, но и лишает истинного счастья в земном существовании – глубины семейных уз, радости верности, подлинности чувств. Вспомните судьбу Печорина из «Героя нашего времени» – яркий пример того, как жизнь без высших ориентиров приводит к душевной пустоте и утрате смысла бытия.
Хочу обратить Ваше внимание на важную мысль: если неприятие недостойного поведения – признак чистой души, то равнодушие к нему свидетельствует о духовном сближении с ним. Мы должны оберегать себя, чтобы не привыкнуть к такому образу жизни и не начать воспринимать его как нечто обыденное. Для этого необходимо минимизировать соприкосновение с подобным поведением и, по возможности, ограничить общение с людьми, ведущими такой образ жизни.
Неслучайно в Пиркей Авот рабби Йеошуа учит нас, что жизнь среди достойных соседей – важнейшее условие следования путём Торы. Рамбам в «Мишне Тора» (Законы о качествах характера, 6:1) пишет: «Человек по своей природе следует за своими друзьями и товарищами, поэтому должен стремиться общаться с праведными и мудрыми, чтобы учиться у них». А в книге «Мишлей» (13:20) сказано: «Ходящий с мудрыми станет мудрым, а друг глупцов пострадает».
Потому так важно внимательно подойти к выбору места жительства и работы.
Желаю Вам, чтобы Всевышний всегда вёл Вас по верному пути, окружая достойными людьми. Пусть каждый Ваш день будет наполнен светом Торы, а душа продолжает так же чутко воспринимать истину. Да удостоитесь Вы построить настоящий еврейский дом, основанный на святости и мудрости наших традиций.