В нашей недельной главе рассказывается о заповеди шмиты. Эта заповедь включает в себя запрет обрабатывать землю в течение седьмого года и предписывает оставлять плоды этого года для всех желающих, как сказано: «И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так: Говори сынам Израиля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть пребудет земля в покое Г-споду» (Ваикра, 25:1-2).
Пишет мидраш Танхума, что царь Давид своим восклицанием (Теилим, 103:20): «Благословите Г -спода, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его» обращается к евреям, соблюдающим законы седьмого года, «шмиты». По мнению мидраша, еврей, соблюдающий законы седьмого года, называется «ангелом, крепким силой», потому что, видя, как посторонние люди заходят в его сад и потребляют плоды его деревьев, он не выражает свое негодование.
Другой мидраш, «Ваикра Раба» (1), также считает, что этими словами царь Давид обращается к соблюдающим законы седьмого года. Однако мидраш подчеркивает дополнительный аспект, почему эти люди считаются «ангелами, крепкими силой»: «обычно», пишет мидраш, «человек выполняет заповедь раз в неделю, либо раз в год, а этот человек на протяжении целого года видит свое поле и свой виноградник заброшенными и запущенными и молчит!»
Пишет рав Хаим Шмулевич («Сихот мусар», 69): «В силе человека крепиться один или два дня, а в особенных случаях – на протяжении недели или месяца. Однако противостоять желанию целый год, видеть свое поле и свой сад, над которыми он работал в поте лица, запущенными, видеть, что каждый, кто возжелает, может вкусить плоды его трудов и мучений, и при всём этом молчать, – это выше человеческих сил». Рав Шмулевич поясняет, что обычно решение человека, каким бы крепким оно ни было, с течением времени постепенно ослабевает и угасает, тот же, кто сумел остаться непоколебимым в своем решении в течение продолжительного времени, несомненно, имеет силы не человека, а ангела. По этой причине царь Давид называет таких людей «ангелами».
И всё же, откуда евреи черпают силы не отказываться в течение столь длительного времени от соблюдения законов седьмого года?
Дело в том, что обычно сила йецер а-ра (дурного влечения) состоит в том, что он каждый день убеждает еврея: из-за соблюдения той или иной заповеди ты упускаешь многие блага мира. Эти мысли постепенно «просачиваются» в его сознание и лишают его сил продолжать соблюдать эту заповедь. Однако тот, кто понимает, что нарушение воли Творца – это духовная смерть, не будет ни на минуту сожалеть о соблюдении заповедей и о том, что из-за этого потерял какие-то мнимые мирские блага.
Это можно уподобить человеку, соблюдающему диету: зачастую ему тяжело устоять против употребления вкусно пахнущих и аппетитно выглядящих продуктов, однако, если ему, к примеру, станет известно, что в них есть смертельный яд, у него, разумеется, не возникнет никакого желания их отведать, как бы благоуханно они ни пахли и как бы аппетитно они ни выглядели. Так же и мы должны относиться к нарушению, не дай Б -г, воли Творца – как к смертельному яду, и тогда у йецер а-ра не будет никакой возможности помешать нам соблюдать заповеди Г -спода.