Вопрос раввину:
В книге Теилим есть 15 псалмов, известных как «Песни восхождения» (Шир hамаалот, Теилим 120-134). Однако только 121-й псалом начинается словами «шир ламаалот» (שִׁיר לַמַּעֲלוֹת — «песнь к восхождениям»), в то время как остальные 14 используют выражение «шир hамаалот» (שִׁיר הַמַּעֲלוֹת — «песнь восхождений»).
Что говорят наши святые книги и комментарии об этом уникальном различии в формулировке? Какой смысл и значение вкладывают в это наши мудрецы?
Ответ:
Как Вы правильно подметили, из 15 псалмов, известных как «Песни восхождения» (Теилим 120-134), только 121-й псалом начинается словами «шир ламаалот» (שִׁיר לַמַּעֲלוֹת — «песнь к восхождениям»), тогда как остальные 14 используют выражение «шир hамаалот» (שִׁיר הַמַּעֲלוֹת — «песнь восхождений»). Эти 15 псалмов пелись левитами, стоявшими на 15 ступенях, ведущих из внешнего во внутренний двор Иерусалимского Храма, поэтому они называются «Песни ступеней».
Радак отмечает, что с грамматической точки зрения выражение «ламаалот» в начале 121 псалма можно объяснить так же, как и в других «Песнях восхождения». Однако возникает вопрос, почему формулировка этого псалма все же отличается.
Мудрецы в мидраше Сифрей видят в уникальном употреблении слова «ламаалот» намек на будущее — на то, что после прихода Машиаха Всевышний даст праведникам возможность значительного духовного роста, позволив им подниматься со ступени на ступень. Буква «ламед» (ל) указывает на будущее, выражая стремление и направленность к чему-либо. Эта идея подробно раскрывается в мидраше Тана двей Элияу, описывающем духовные подъемы праведников в будущем мире.
Весь 121-й псалом пронизан надеждой и упованием на Творца в том, чего мы не способны достичь самостоятельно — обрести полноценность в наше время. Царь Давид упоминает этот важный аспект почти в самом начале серии Шир Амаалот, однако ставит его на второе, а не на первое, место, поскольку прежде необходимо сказать о духовных достижениях праведников уже в этом мире.