Вопрос:
Когда сыны Израиля стояли перед Красным морем, и египтяне преследовали их, Моше рабейну молился Вс-вышнему. Но Б-г говорит ему: «Что ты взываешь ко Мне?», и Раши объясняет, что Б-г сказал Моше, что сейчас не время молиться, потому что народ Израиля в беде. Я не понимаю — ведь именно потому, что народ Израиля был в беде, Моше молился! Так почему же Б-г говорит ему, что сейчас не время для молитвы?
Ответ:
Вы задали очень хороший вопрос. Ор а-Хаим уже рассматривает эту сложность. Он объясняет это удивительным образом: в тот час народ мера суда обвиняла евреев в том, что нет разницы между ними и египтянами. Хотя Всевышний хотел спасти Израиль, но из-за их поступков не было достаточно силы в мере милосердия, чтобы преодолеть меру суда.
Поэтому Б-г говорит Моше: «Что ты взываешь ко Мне?» — то есть, одной молитвы здесь недостаточно, так как это зависит не только от Меня. Нужно усилить меру милосердия, и как это сделать? Через добрые дела самих сынов Израиля.
Решение, которое предлагает Б-г — это «скажи сынам Израиля, чтобы они шли» — чтобы они укрепились в полной вере и вошли в море до того, как оно расступится! Именно через такой акт веры усилится мера милосердия и сможет преодолеть меру суда.
И так и было — Нахшон бен Аминадав первым прыгнул в море, и вода дошла ему до горла, и только тогда море расступилось. Такова сила полной веры, которая может изменить реальность и склонить суд к добру.
Ор а-Хаим добавляет, что здесь также есть исправление того, что сказали израильтяне раньше: «Не лучше ли нам служить египтянам?» — слова, которые показывали недостаток веры. Поэтому именно через акт сильной веры — вход в море — они это исправили.
Подобным образом объясняет слова Б-га рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-Хаим». По его словам, намерение Б-га было в том, что дело зависит от самих евреев. Если они будут сильны в своей вере и уповании на Б-га, и пойдут к морю с целым сердцем и без страха, с полной уверенностью, что море обязательно расступится перед ними — тогда этот акт веры пробудит свыше Б-жественную силу совершить для них чудо рассечения Красного моря.
И стоит увидеть, как эти вещи происходят и в наши дни — недавно госпожа Яфа Дери в интервью радио «Коль ба-Рама» рассказала об удивительном случае, который в точности иллюстрирует этот принцип. Она рассказала, что несколько месяцев назад встретила мать Агам Бергер, одной из наблюдательниц, освобожденных из плена ХАМАСа, о которой мы не раз писали на нашем сайте. На той встрече она сказала ей, что иногда одних молитв недостаточно, и нужно добавить акт веры, и посоветовала принять на себя соблюдение субботы.
Мать солдатки приняла эти слова всем сердцем, настолько, что когда её дочь должна была освободиться в субботу, она решила не нарушать субботу, чтобы поехать встретить её. И вот — чудесным образом её дочь была освобождена не по обычному порядку освобождения заложников, а в будний день. Более того, решение матери повлияла духовно также на свою дочь, и дочь даже соблюдала субботу, находясь в плену.
Эта удивительная история иллюстрирует слова Ор а-Хаима и Нефеш а-Хаима — что иногда именно акт веры, такой как принятие соблюдения субботы, пробуждает спасение свыше.