Вопрос:
Доброе утро, уважаемый рав Реувен!
Слышал, что после каждого слова во время произнесения Всевышним 10 заповедей, души народа отлетали от тел и ангелы их возвращали. И на каком-то этапе народ попросил Моше говорить/слушать одному.
Так ли это?
Ответ:
Уважаемый Дов!
Согласно объяснению наших мудрецов в трактате Макот (44а), народ Израиля услышал непосредственно от Всевышнего только первые два речения из Десяти Заповедей. Когда они прозвучали, души людей действительно покидали тела из-за невероятной духовной силы этого откровения.
Хотя души затем возвращались, это переживание очень напугало евреев. Они опасались, что, продолжая слушать речения самого Бога, могут умереть. Поэтому они обратились к Моше с просьбой (Дварим 5:24) самому подойти ближе, услышать остальные заповеди от Всевышнего и затем пересказать их народу. Моше согласился исполнить их просьбу.
Виленский Гаон объясняет, что разница между первыми двумя заповедями и остальными восемью видна из самого текста. Первые два речения произнесены от первого лица: «Я Господь, Бог твой» и «Да не будет у тебя других богов». Это указывает, что народ воспринял их напрямую от Творца. Остальные же заповеди даны в третьем лице, что подразумевает — они уже были получены через посредство Моше.
Таким образом, мнение о том, что души евреев покидали тела при произнесении Десяти заповедей, и затем они попросили Моше выслушать остальные речения, действительно приводится в словах наших мудрецов и подтверждается самим текстом Торы. Однако это относится только к первым двум заповедям, а не ко всем десяти.
Стоит также отметить глубокое замечание Виленского Гаона о том, что эти два речения являются корнем и основой всей Торы. При этом стих «Я Господь, Бог Твой» служит корнем всех повелительных заповедей, а «Да не будет у тебя других богов» — фундаментом всех запретов. Получается, сам еврейский народ удостоился непосредственно услышать от Всевышнего квинтэссенцию всего Учения.