«А если впадёте вы в заблуждение и не исполните всех этих заповедей, что говорил Г-сподь Моше, всего, что повелел Г-сподь вам через Моше, с того дня, когда повелел Господь и впредь в поколениях ваших…, то будет: если от глаз общины (сокрыто) и содеяно было по недосмотру, то принесёт вся община одного молодого быка во всесожжение…» (Бемидбар, 15:22-23).
Мудрецы (мидраш «Шир а-Ширим Раба», 4) утверждают, что под «глазами общины» Тора подразумевает членов Санедрина. Из комментария Раши к Шир а-Ширим (5:16) следует, что не только члены Санедрина, но и все мудрецы Торы являются глазами для каждого поколения. Почему же мудрецы Торы считаются глазами?
На это есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что Тора приучает человека к осторожности, как сказано в Талмуде (Авода Зара, 20 б): «Тора приводит к осторожности». Осторожный человек тщательно обдумывает каждую ситуацию и каждое действие, которое он должен совершить в соответствии с этой ситуацией. Он видит ложность соблазнов и всевозможные препятствия, которые могут встретиться человеку на жизненном пути. Мудрец Торы предостерегает других от этих препятствий и указывает им наиболее прямую дорогу к конечной цели.
Пример этому мы находим в трактате Бава Батра (3б – 4а). Там говорится, что Ордус (Ирод) был царским рабом, который восстал против своих господ и таким образом пришёл к власти. Вместе со всем царским родом он истребил также мудрецов Торы, опасаясь их (по мнению мудрецов, он не мог быть царем Израиля). Только одного мудреца – Баву бен Бута – он оставил в живых, чтобы получать от него мудрые советы. Однако, чтобы Бава бен Бута не восстал против него, Ордус ослепил его.
И всё же самозваный властитель продолжал опасаться Баву бен Бута. Что он сделал? Подсел к мудрецу Торы и представился другим человеком. С целью проверить Баву на верность он настойчиво требовал, чтобы тот проклял царя (то есть – его самого). «Прокляни царя», – сказал Ордус, – «ведь он большой грешник и сделал немало зла». Однако Бава бен Бута, осознавая опасность этого действия, решительно отказывался. Даже на утверждение, что рядом с ними нет никого, кто смог бы доложить властям, Бава бен Бута не согласился, аргументируя свой отказ словами из книги Коэлет (10:20): «Даже в мыслях своих не кляни царя, и в спальных покоях своих не кляни богача, ибо птица небесная донесёт твою речь и крылатая перескажет слово».
Поразившись до глубины души такой осторожности мудреца Торы, Ордус открылся Баве и сказал: «Если бы я знал, насколько осторожны мудрецы Торы, я бы их не убивал». «Что я могу сделать, чтобы исправить мою ошибку?» – спросил Ордус. «Ты ослепил глаза мира, убив мудрецов Торы, и ты же должен заняться глазами мира – Храмом (поскольку Храм в Танахе называется глазом мира). Ты должен восстановить Храм», – ответил Бава. Что Ордус и сделал.
Как мы видим, осторожность Бавы была его глазами и позволила увидеть опасность и избежать её.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«