Вопрос раввину:
Почему в Рош Ходеш после Теилима дня произносят 104 Перек?
Ответ:
Источник обычая говорить: «Бархи нафши» (104-й псалом) в Рош Ходеш находится в книге Зоар, в разделе Мидраш Неелам, глава Ваера.
Почему же его говорят именно в Рош Ходеш?
В этом псалме воспевается величие Б-га, сотворившего мир и установившего в нем удивительный порядок. Описываются многочисленные чудеса природы — горы и долины, реки и моря, растения и животные. Всё в мире взаимосвязано и функционирует согласно замыслу Творца.
Рош Ходеш — это начало нового месяца по еврейскому календарю, день новолуния. Луна обновляет свой цикл, вновь начиная расти после периода уменьшения и исчезновения с неба. Это отражает общий принцип обновления в природе.
Чтение «Бархи нафши» в Рош Ходеш позволяет нам задуматься о том, насколько удивительно и гармонично устроен наш мир. Мы восхваляем Всевышнего за Его бесконечную мудрость, за красоту и совершенство Его творения. Обновление лунного цикла становится поводом поразмыслить о вечном порядке мироздания и о совершенстве Божественного творения.
Кстати, Вы пишите, что «после чтения дневной песни в Рош Ходеш мы добавляем «Бархи нафши»». Однако, важно отметить, что большинство литовских общин в Израиле следуют традиции, основанной на учении Виленского Гаона, согласно которой в дни Рош Ходеша произносится исключительно «Бархи нафши». Этот обычай базируется на мнении Гаона о том, что каждый день должна читаться только одна специфичная для данного дня песня.
В соответствии с этим подходом, в праздничные дни мы читаем лишь песню, посвященную конкретному празднику. Если же праздник выпадает на Шабат, предпочтение отдается шабатней песне. Примечательным исключением является Рош Ходеш: когда он совпадает с Шабатом, мы читаем только «Бархи нафши», а не песню Шабата. Схожим образом, в день Хануки, приходящийся на Рош Ходеш, также произносится исключительно «Бархи Нафши». Это подчеркивает особое значение данного псалма из Теилима в дни Рош Ходеша.