Введение
В Торе существует целая система законов ритуальной чистоты и нечистоты (тума и таара), которая определяет статус различных предметов, в том числе посуды. Эти законы подробно рассматриваются в Устной Торе — Мишне и Талмуде, а их источником являются стихи Письменной Торы.
Глиняная посуда занимает особое место в этой системе, так как законы ритуальной чистоты и нечистоты применяются к ней иначе, чем к посуде из других материалов. В данной статье мы подробно рассмотрим эти особенности и законы, связанные с ритуальной чистотой глиняной посуды.
Что считается глиняной посудой?
Глиняная посуда — это любая посуда, сделанная из глины или земли, обожженная в печи. Но все, что не обожжено, считается земляной посудой, которая не принимает ритуальную нечистоту. Также посуда из навоза, сделанная из навоза скота, даже обожженная, не принимает нечистоту.
К глиняной посуде относятся также печь для выпечки и плита, на которой есть место для установки горшка, а внутри разжигают огонь. Но до тех пор, пока печь или плиту не разожгли огнем, они считаются земляной посудой.
Новшество есть в печи и плите: хотя вся посуда, включая глиняную, присоединенная к земле, не принимает нечистоту, тем не менее, печь и плита принимают нечистоту. И еще одно новшество в них: хотя глиняная посуда без вместилища не принимает нечистоту, печь и плита, предназначенные для соединения с землей, которая служит им дном, считаются как бы имеющими вместилище, даже если сейчас не соединены с землей, и сразу принимают нечистоту.
Однако это новшество, что они принимают нечистоту, даже будучи присоединенными, действует только тогда, когда используются сама печь и плита, например, когда лепешку приклеивают к стенкам печи или ставят горшок на плиту. Но когда их используют только с землей, например, ставят горшок на землю, а печь и плита сделаны только для сохранения тепла, они не принимают нечистоту, когда присоединены.
Особые законы ритуальной нечистоты глиняной посуды
У глиняной посуды есть особые законы:
а. Должно быть вместилище, а все, у чего нет вместилища, не принимает нечистоту. Однако не требуется, чтобы ее можно было переносить полной и пустой, как у деревянной посуды.
б. Даже если у нее есть внутренняя часть, она принимает нечистоту, только если эта часть предназначена для хранения. А все, что не предназначено для хранения, например, водопроводная труба, вместилище которой предназначено только для переноса воды, а не для хранения, не принимает нечистоту. И крышка сосуда, хотя у нее есть вместилище, поскольку она не предназначена для использования внутренней части крышки, не принимает нечистоту.
в. Не принимает нечистоту с внешней стороны, а только изнутри. Однако после того, как стала нечистой, она оскверняет других даже с внешней стороны.
г. Она становится нечистой, даже если нечистота не коснулась ее стенок, а только находится в ее пространстве. И если она нечиста, то оскверняет других, даже если оскверняемый предмет не коснулся ее стенок, а только находится в ее пространстве.
д. Нет для нее очищения в миквэ (водоеме), и только ее разбиение очищает ее.
е. Никогда не становится «отцом нечистоты», даже если коснулась мертвого.
ж. Не оскверняется от ложа и сиденья.
з. Не оскверняется от нечистоты в соединениях.
Передача нечистоты через пространство глиняного сосуда
Любая нечистота, способная осквернить сосуды, находясь в пространстве глиняного сосуда, оскверняет сосуд, даже если нечистота не коснулась сосуда. И это не из-за серьезности оскверняющего, а из-за серьезности оскверняемого: даже «отцы нечистот», оскверняющие только при контакте, оскверняют глиняную посуду через ее пространство, потому что из-за входа в ее пространство считается, будто коснулись самого сосуда.
И также еда и напитки, находящиеся внутри нечистого глиняного сосуда, становятся нечистыми, даже если не коснулись его стенок. И хотя сосуд не считается «отцом нечистоты», ведь он осквернился от «отца нечистоты» и сам является лишь «порождением нечистоты», и кроме того, глиняная посуда никогда не может стать «отцом нечистоты», тем не менее, он оскверняет любую еду или питье, находящиеся в его пространстве.
Источники особых законов в Торе
Основа особенных законов глиняного сосуда в Торе:
«Всякий глиняный сосуд, в который попадет что-либо от них [от нечистых пресмыкающихся], нечист будет, и его разбейте» (Ваикра 11:33).
Этот стих учит нас, что глиняный сосуд принимает нечистоту и нет для него другого способа очищения, кроме разбиения.
«И всякий глиняный сосуд, на который упадет которое-либо из них [из «отцов нечистоты»], все, что внутри него, нечисто будет, а его разбейте» (Ваикра 11:35).
Отсюда мы учим, что все, что находится внутри пространства глиняной посуды, принимает от нее нечистоту, даже без прямого контакта.
«Всякий сосуд открытый, у которого нет плотно прилегающей крышки, нечист» (Бемидбар 19:15).
Этот стих дополнительно объясняет, что даже пространство, «воздух» внутри глиняного сосуда, способно передавать нечистоту.
Эти и другие стихи Торы служат источником для особых законов ритуальной нечистоты, связанных с глиняной посудой, и будут подробно рассмотрены в данной статье.
Заключение
Таким образом, мы видим, что глиняная посуда занимает особое место в системе законов ритуальной чистоты и нечистоты в Торе. Для нее действуют уникальные правила принятия и передачи ритуальной нечистоты, отличные от правил для посуды из других материалов. Глубокое понимание этих законов важно для точного соблюдения заповедей Торы о ритуальной чистоте.