Вопрос:
После Амиды в молитве Шахарит мы произносим Теилим дня. Почему выбраны именно эти Теилим? Я давно читала, что шесть отрывков соответствуют шести дням творения, но я, к сожалению, забыла и источник этой информации, и многие детали.
Ответ:
В последней мишне трактата Тамид (7:4) перечислены различные псалмы, которые левиты пели во время возлияния вина в Храме. Комментаторы пишут, что песня для каждого дня недели была связана с тем, что было создано Всевышним в соответствующий день Творения. Давайте подробно рассмотрим связь между этими псалмами и днями сотворения мира, основываясь на словах комментаторов.
В воскресенье левиты читали главу Теилим, которая начинается словами: «Господу принадлежит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» («ЛаАшем hаарец умлоа тевель вейошвей ва») (Теилим, гл. 24). Этот псалом напрямую связан с первым днем творения, когда Всемогущий Бог сотворил землю во всем ее великолепии.
В понедельник читали главу Теилим, которая начинается восхваляющими словами: «Велик Ашем и всепрославлен, в городе Бога нашего, на горе святой Его» («Гадоль Ашем умеулаль меод беир Элокейну ар кадшо») (гл. 48). Этот псалом упоминает город нашего Бога (Иерусалим) и Его Святую Гору (Храмовую гору), что гармонично соответствует второму дню Творения. Подобно тому, как во второй день Бог разделил воды на верхние и нижние, отделив их друг от друга, Он также отделил святые места — Иерусалим и Храмовую гору — от остального мира, установив там Свое особое присутствие и возвышенное жилище.
Во вторник читали главу, которая начинается словами: «Бог стоит в сонме божественном, посреди богов Он судит» («Элоким ницав баадат Эль бекерев элоким ишпот») (гл. 82). Этот псалом упоминает Божественный суд и необходимость справедливой судебной системы, что неразрывно связано с третьим днем Творения. В этот день Бог явил сушу и установил ее как место, где человечество будет жить и строить свое общество. Для поддержания порядка и гармонии в этом обществе должны существовать справедливые законы и совершенная система правосудия, которая будет верно судить согласно этим законам.
В среду читали главу, которая начинается грозными словами: «Бог мести, Ашем, Бог мести, явись!» («Эль некамот Ашем Эль некамот офиа») (гл. 94). В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды. В будущем нечестивые идолопоклонники, которые в своем заблуждении поклоняются этим небесным телам вместо признания абсолютной власти Бога, будут сурово наказаны.
В четверг читали главу, которая начинается призывом к прославлению: «Воспойте радостно Богу, опоре нашей, трубите Богу Яакова» («Арнину леЭлоким узейну арию леЭлокей Яаков») (гл. 81). Этот псалом вдохновляет воспевать хвалу Богу, сотворившему в пятый день творения множество дивных и прекрасных видов птиц, парящих в небесах, и рыб, наполняющих воды морские.
В пятницу читали главу, которая начинается торжественным провозглашением: «Ашем царствовал, облекся величием и т.д.» («Ашем малах геут лавеш») (гл. 93). На шестой день, когда грандиозное творение было триумфально завершено, Ашем облачился в царственное величие и начал Свое царство над совершенным законченным миром.
В Субботу читали особенную главу, которая начинается словами: «Песнь, гимн на день Шаббата» («Мизмор шир лейом аШабат») (гл. 92). Этот псалом прославляет седьмой день — Шаббат, благословенное время отдыха и духовного восхождения. Сама Мишна раскрывает глубокий смысл, почему эта песнь была избрана: «Песнь и гимн для будущей эры, для дня, который будет полностью Шаббатом и временем покоя для вечной жизни». Шаббат — это не только завершающий седьмой день недели, но и символ грядущего совершенного мира и благословенного времени отдыха для Всевышнего, Который является Высшим Источником жизни для всего физического и духовного бытия. В это был также день, когда человек был создан, чтобы признать Царство Бога, так как «без подданых невозможно царство».
В заключении важно подчеркнуть, что данная интерпретация является лишь одной из многочисленных. Несомненно, существуют и другие глубокие трактовки выбора псалмов после Амиды, в том числе основанные на каббалистических учениях. Однако человеку не дана возможность уразуметь всё сразу. Надеюсь, что предложенные объяснения были понятны и обогатили ваше понимание этой традиции. Если возникнут вопросы или нужны дополнительные разъяснения, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться.