Вопрос:
Рав Куклин, что Тора говорит о солнечных затмениях? Говорят ли какую-то молитву в день затмения? Стоит ли еврею смотреть на солнце в момент затмения? Если это считается нехорошим знаком, то почему у людей есть возможность высчитывать когда произойдет затмение? Спасибо.
Ответ:
Вы подняли очень интересный вопрос о связи между солнечными затмениями и грехами, упомянутыми в Талмуде. На первый взгляд может показаться, что Талмуд утверждает о прямой связи между определенными грехами и затмениями. Однако, как Вы верно заметили, солнечные затмения происходят по известным астрономическим законам и могут быть рассчитаны заранее, независимо от человеческих поступков.
Эту кажущуюся проблему блестяще разрешил выдающийся еврейский мыслитель Маараль из Праги (16 век) в своем труде «Беер Агола». Он объясняет, что Талмуд, говоря о грехах, на самом деле исследует более глубокий вопрос: почему в сотворенном Богом совершенном мире вообще существует возможность такого явления, как солнечное затмение?
Маараль пишет, что корень этой возможности лежит в первородном грехе Адама. Этот грех породил потенциал для четырех упомянутых в Талмуде грехов, каждый из которых представляет собой «отсутствие бытия» (Маараль в своей книге объясняет, почему). Если бы не грех Адама, мир оставался бы совершенным и в нем не было бы затмений.
Это отражено и в самом рассказе о сотворении мира. До греха человек должен был находиться в Ган Эдене (раю) и питаться его плодами. Но после греха Бог изменил предназначение человека, как говорится в Торе: «Терние и колючки произрастит она тебе» (Берешит 3:18). Всевышний установил порядок в соответствии с духовным уровнем человека.
Таким образом, Талмуд говорит не о том, что некие грехи непосредственно вызывают затмения, а о том, что сама возможность этих грехов, возникшая в результате греха Адама, приводит к несовершенству мироздания, одним из проявлений которого являются солнечные затмения.
Надеюсь, это объяснение помогло прояснить глубокий смысл, заложенный в словах наших мудрецов.