В недельной главе Ваишлах мы сталкиваемся с моментом, когда Яаков, готовясь к встрече со своим братом Эйсавом, обращается к Господу с молитвой о защите. И так говорит Яаков в своей молитве: «И Господь, Бог деда моего Авраама и Бог отца моего Ицхака… Спаси меня от руки брата моего, от руки Эсава». (Берешит 32:10, 12).
Поскольку Эсав был единственным братом Яакова, на первый взгляд, было достаточно сказать «от руки брата моего». Почему же, если так, Яаков счёл необходимым добавить лишние, казалось бы, слова: «от рук Эсава»?
Объясняет рав Йосеф Дов Бер Соловейчик в книге «Бейт Леви»: когда Яаков узнал, что Эсав идёт ему навстречу, он понял, что неизбежна одна из двух опций: либо Эсав захочет воевать с ним и убить его; либо смирится с ним, остыв от ярости своей, и захочет жить с ним в мире и братстве. Яаков опасался варианта братства и дружбы с Эсавом не меньше, чем варианта войны с ним, ведь духовная опасность дружбы с грешником очевидна: она имеет отрицательное влияние на всю сущность человека – как на его поступки, так и на его взгляды, и может, не дай Б-г, испортить его. Этот вариант в глазах праведника хуже смерти. Пишет рав Соловейчик, что именно поэтому страх Яакова описывается в стихе двумя глаголами: «испугался» и «устрашился» («И испугался Яаков, и устрашился он»). Испугался Яаков – как бы не был убит в войне, устрашился же он возможности плохой дружбы — приблизиться к грешнику и стать его другом.
В своей молитве Яаков просил спасти его от этих двух опасностей. Молясь о спасении от «брата», Яаков просил у Творца избавить его от угрозы приближения к нечестивцу и от братства с ним. А, молясь о спасении от Эсава, Яаков просил избавить его от опасности быть убитым на войне с ним.
Рав Соловейчик пишет, что молитва Яакова была принята: Эсав, изначально желающий убить Яакова, увидев брата, «подбежал навстречу ему и обнял его и бросился на шею ему и целовал его» (Берешит 33:4). А потом, несмотря на желание дружески продолжить путь вместе с Яаковом, вернулся домой один, как сказано: «И возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир» (Берешит 33:14).
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».