Вопрос раввину:
В Талмуде, в трактате Мегила (7б), приводится поразительная история:
Раба и рабби Зейра устроили совместную пуримскую трапезу. Опьянев, Раба поднялся и зарезал рабби Зейру. На следующий день он молил о милосердии и оживил его. В следующем году Раба предложил: «Давай, господин мой, вновь устроим пуримскую трапезу вместе». Рабби Зейра ответил: «Не каждый час случается чудо».
Эта история вызывает множество вопросов и явно не может пониматься буквально. Какой же смысл вложили мудрецы в этот загадочный сюжет? Что они хотели донести до нас?
Ответ:
Как Вы правильно отмечаете, эту историю, несомненно, нельзя понимать буквально. Комментаторы предлагают различные трактовки данного сюжета. Рассмотрим некоторые из них.
Маарша поясняет, что Раба не зарезал рабби Зейру в прямом смысле, а лишь напоил его до такой степени, что тот заболел и оказался при смерти. На следующий день Раба помолился о его исцелении, чтобы он не умер от этого недуга, и тем самым вернул его к жизни.
Маарша отмечает, что Талмуд использует выражение «зарезал его» по отношению к опьянению, поскольку питье вина связано с горлом, как упоминается в трактате Йома (71а). То, что Талмуд говорит «оживил его», хотя рабби Зейра не умирал, а лишь исцелился от болезни, Маарша объясняет тем, что подобные выражения встречаются в Писании и Талмуде, где слово «живой» означает выздоровление.
Существует еще одно объяснение: выпив, Раба начал раскрывать рабби Зейре величайшие тайны Торы, ведь сказано: «Вошло вино, вышла тайна» (Эрувин 65а). Эти сокровенные знания настолько потрясли рабби Зейру, что душа покинула его тело.
С какой целью Гемара приводит эту историю и какой урок мы должны из нее извлечь?
Дело в том, что до этой истории Талмуд приводит высказывание Равы о необходимости напиться в Пурим. Ран от имени рабейну Эфраима утверждает, что Талмуд рассказывает об этом случае после высказывания Равы, чтобы показать: алаха не соответствует мнению Равы, ведь, как мы видим, это ведет к опасности. Ту же мысль высказывал и Баал а-Маор.
Однако Рамбам и Шульхан Арух все же включили обязанность напиться в свои постановления. По их мнению, можно объяснить намерение Талмуда так: человек должен быть осторожен, чтобы опьянение не привело его к угрозе жизни или к нарушению заповеди.