Вопрос:
Расскажите, пожалуйста, подробнее про жен и детей рабби Акивы.
Ответ:
Спасибо за интересный вопрос.
Из слов наших мудрецов видно, что у рабби Акивы было две жены.
1. Рахель, дочь Калба Савуа
Первая жена раби Акивы была Рахель, дочь одного из самых богатых людей Иерусалима — Калба Савуа (трактат Ктубот 62б). Раби Акива в молодости был неграмотным пастухом, но Рахель разглядела в нём огромный потенциал. Несмотря на то что её отец был против их союза, и даже лишил её наследства, Рахель вышла замуж за раби Акиву при условии, что он пойдёт учиться Торе (трактат Недарим 50а).
Раби Акива согласился и отправился в Бейт-Мидраш (дом учения), оставив Рахель и их детей. Они жили в крайней бедности и лишениях, но Рахель твёрдо верила в своего мужа и поддерживала его решение учиться (трактат Ктубот 62б).
После 12 лет учёбы раби Акива решил вернуться домой. Подходя к дому, он услышал разговор соседки с Рахелью. Соседка упрекала её за то, что она живёт в таком нищете, на что Рахель ответила: «Если бы он послушал меня, он бы учился ещё 12 лет». Услышав это, раби Акива понял, что его жена поддерживает его продолжение учёбы. Не заходя домой, он развернулся и вернулся в Бейт-Мидраш на ещё 12 лет (трактат Ктубот 62б-63а).
Спустя 24 года раби Акива вернулся в свой город уже знаменитым мудрецом с 24 000 учениками. Жители города вышли встретить великого учителя, и Рахель была среди них. Из-за её бедной одежды ученики пытались оттолкнуть её, не зная, кто она. Но раби Акива остановил их, сказав: «Моё и ваше — всё благодаря ей!» Этими словами он подчеркнул, что не только его личные достижения, но и вся Тора, которую он преподавал своим ученикам, стала возможна только благодаря Рахель. То есть и его собственные познания в Торе, и то, чему он смог научить своих учеников — всё это заслуга его жены, её веры в него и её самопожертвования (трактат Ктубот 63а).
В знак своей любви и благодарности он подарил ей драгоценное золотое украшение в виде Иерусалима, известное как «Йерушалаим шель захав» (золотой Иерусалим) (трактат Шаббат 59а). Этот подарок символизировал не только его материальную благодарность, но и духовную ценность, которую она привнесла в его жизнь, подобно тому как Иерусалим является духовным центром для еврейского народа.
Калба Савуа, не зная, что раби Акива — его зять, также пришёл встретить великого раввина. Узнав правду, он попросил раби Акиву снять обет, которым он лишил дочь наследства. Раби Акива согласился, и Калба Савуа передал им своё имущество, признавая свою ошибку (трактат Ктубот 62б).
2. Жена Турнусруфуса
Второй женой раби Акивы стала бывшая жена римского прокуратора Тинниуса Руфуса (Турнусруфуса), который был известен в еврейских источниках как «Злодей» за свою жестокость к евреям и враждебное отношение к иудаизму (Мидраш Раба, Берешит 65:22). Турнусруфус часто вступал в философские споры с раби Акивой о сути иудаизма и превосходстве еврейского закона. Их дискуссии были настолько глубокими и значимыми, что сохранились в Мидрашах (трактат Бава Батра 10а).
Жена Турнусруфуса была известна своей необычайной красотой. Согласно преданию, когда она впервые увидела раби Акиву, она была поражена силой его духа и глубиной его мудрости. Наблюдая за диспутами мужа с раби Акивой, она всё больше убеждалась в истинности еврейского учения (Авот де-раби Натан 6:2).
После смерти Рахель и развода с Турнусруфусом она прошла гиюр (процесс принятия иудаизма), отказавшись от всего своего богатства и привилегированного положения в римском обществе. После этого она вышла замуж за раби Акиву (Мидраш Раба, Берешит 65:22). Её переход в иудаизм и брак с раби Акивой стали символом победы духовного над материальным, истины над властью. Этот брак показал, что сила Торы способна преодолеть даже самые глубокие культурные и социальные барьеры, привлекая к себе даже тех, кто изначально находился в противоположном лагере.
Только две жены
Согласно комментарию «Тиферет Исраэль» на трактат «Ядаим» (глава 3, примечание 35), у раби Акивы было две жены, и нет упоминаний о большем количестве. История его браков — это история о том, как две совершенно разные женщины — простая дочь богача Рахель и римская аристократка — смогли увидеть величие Торы и пожертвовать всем ради неё.
Дети раби Акивы
О сыновьях раби Акивы нам известно очень мало. Единственное упоминание связано с раби Йеошуа бен Корха, который, по мнению Рабейну Гершома и Раши в трактате «Бехорот» (58а), был сыном раби Акивы. Он был сыном от Рахель. Однако Тосафот в своих комментариях на тот же трактат выражают сомнение в этом и считают, что раби Йеошуа бен Корха не был сыном раби Акивы.
Если у вас есть дополнительные вопросы или нужны уточнения, пожалуйста, спрашивайте.