Вопрос:
В Торе сказано, какое жертвоприношение должен принести человек, совершивший грех. Как ответить на вопрос, является ли жертвоприношение своего рода взяткой ради благоприятного для тебя вердикта Творца?
Ответ:
Уважаемый Моше!
Спасибо за ваш интересный вопрос. Прошу прощения за задержку с ответом.
Несомненно, жертвы, которые евреи должны были приносить Творцу за грехи, не считались никаким видом взятки, ведь Тора прямо говорит о Всевышнем: «Он… не берёт взяток» (Дварим 10:17). Как вообще можно сказать, что жертва — это взятка Творцу, если Он не ест и не пьёт, и Ему ничего не нужно? Да и весь мир принадлежит Ему — как образно говорит царь Давид от имени Творца: «Мир Мой и всё, что в нём. Если бы Я проголодался — Я бы не сказал тебе» (Теѓилим 50:12–13).
Кроме того, сама Тора сообщает, что искупает кровь, которой кропят на жертвенник: «…ибо душа тела в крови, и Я дал её вам на жертвенник для искупления» (Ваикра 17:11). Если бы речь шла о взятке, то искупать должно было бы само принесённое животное.
Так как же «работает» жертвоприношение и каким образом оно искупает?
Прежде всего нам нужно понять, что слово «корбан» происходит от корня «карав» — «приближаться». Жертва — это средство приближения и восстановления связи, а не покупки благосклонности.
Рамбан объясняет, что при принесении жертвы грешник должен ясно представить, что всё, что делают с жертвой — зарезание, сжигание внутренних органов и лап, окропление кровью, — должно было быть сделано с ним за его грехи (Рамбан к Ваикра 1:9).
Поэтому ключевая часть искупления для приносящего жертву — это сожаление о содеянном. И об этом сказал царь Давид: «Жертвы Б-гу — дух сокрушённый» (Теѓилим 51:19). Без раскаяния жертвоприношения не искупают грех (см. Бартенуру к Мишне Йома 8:8).
По этой причине приносящий жертву возлагал руки на голову жертвы и произносил виду́й — словесное признание греха: «Он исповедует, чем согрешил» (Ваикра 5:5).
Как же возможно искупить грех в наше время, когда нет жертвоприношений? Пишет Рамбам: «Теперь, когда нет Храма, у нас осталась тшува, и тшува искупает» (Ѓилхот Тшува 1:3; ср. 1:4).
Кроме того, тот, кто в наше время изучает законы жертвоприношений и их смысл, — тому засчитывается это, как будто он приносит их, как сказал пророк: «Возьмём слова… и возместим быков нашими устами» (Ѓошеа 14:3). На основании этих слов наши мудрецы учили: «Кто занимается Торой о корбанот — как будто принёс их» (Менахот 110а).