В конце периода Второго Храма Ассирийская империя правила на территории Израиля и большей части Средиземноморья. Эта империя подчинила себе не один народ, обрекла на нищету и убила многих военнопленных, имея привычку изгонять оставленных в живых в другие страны.
Однако и время Ассирии пришло, и она пала от рук захвативших ее чужеземцев. Восстания против ассирийской администрации, начавшиеся в период царствования Ашшурбанапала, набрали силу после его смерти. Государь касдимского (халдейского) происхождения по имени Набополаср выступил с предсказуемым мятежом в сторону Ассирии, заручившись поддержкой мидийских союзников и скифских племен, грозных воинов.
Вмешательство фараона Нехо, правителя Египта, пришедшего со своим войском на помощь Ассирии, не оказало воздействия. Набополаср сначала захватил город Вавилон, затем был коронован его главой и основал новое Вавилонское царство (известное под названием «Нововавилонское»). Оттуда он отправился дальше с масштабным и успешным военным походом, занял и разрушил Нинве, столицу Ассирии, положив конец империи.
«Великий город Нинве»
Развалины Нинве, большого города, выполнявшего роль столицы ассирийской державы и имевшего репутацию одного из самых известных в мире поселений древности, сегодня располагаются в пределах города Мосул, что на севере Ирака, у реки Хидекель.
В святых книгах Нинве упоминается среди первых мест, основанных после Потопа. Вот что мы читаем в недельной главе Торы Ноах:
«И Куш породил Нимрода: тот стал богатырем на земле… И был началом царства его Бавел, и Эрех, и Акад и Калне, на земле Шинар. Из той земли вышел Ашур; и построил он Нинве». (Берешит 10:8-11)
Эти данные также приведены в исследованиях ученых, отмечающих, что «Нинве – одно из древнейших поселений Месопотамии… город имел важное стратегическое значение благодаря его географическому положению на ключевом транспортном узле».
Этот античный город также встречается в принятых вавилонским государем Хаммурапи своде законов, найденных при археологических раскопках в Шушане (Сузах). Хаммурапи жил незадолго до нашего праотца Авраама.
Еще одно упоминание Нинве в Писаниях, отмечающее значимость города, мы находим в книге пророка Йоны:
«И было слово Г-сподне к Йоне, сыну Амиттая, такое: «Встань, иди в Нинве, город великий, и пророчествуй о нем». (Йона 1:1-2)
«… Нинве, город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек» (Йона 4:11), «… на три дня ходьбы» (Йона 3:3).
Танах дает нам представление о грандиозности этого места, указывая на то, что целых три дня требовалось, чтобы дойти пешком от одного его конца до другого (!) И, вероятно, так было по причине густонаселенности, как сказано в стихе выше и написано в трудах наших мудрецов, благословенна их память, цитируемых ниже, поэтому передвижение в его пределах было замедленным:
«Нинве был на три дня ходьбы, ведь в нем располагались двенадцать рынков, на любом из которых можно было увидеть двенадцать тысяч человек. Всякая улица города имела двенадцать тупиков, вмещавших по двенадцать дворов каждый, а двор, в свою очередь, состоял из двенадцати домов».
Характеристика особой масштабности и плотной застройки Нинве отражается и в результатах работ археологов, начавших проводить их еще в середине XIX века, следуя традиции о нахождении в окрестностях захоронении пророка Йоны. Специалисты заключили, что Нинве было одним из крупнейших поселений на Древнем Востоке. Они оставили нам свидетельства о следующем:
«Обнаружение семи дворцов Нинве, память о которых была утрачена еще во времена Александра Македонского, осуществилось благодаря арабам, давшим одной из возвышенностей имя Тель Неби Юнус [Холм Пророка Йоны], и, по их версии, Йона назвал Нинве в честь этого холма. Соответственно, Лэйрд направил туда археологическую экспедицию, принесшую столь впечатляющие плоды».
«Столица ассирийской империи… выясняется, что численность населения Нинве в период расцвета города… была невероятно велика…»
«Старинная крепость Нинве… достигающая 30 метров в высоту… по ее периметру были найдены покои царей Ассирии, а также святыни. К югу от крепости – гора поменьше, на сегодняшний день именуемая Наби Юнус, и в ней, по преданию, могила пророка Йоны… поселение простиралось на гораздо большее расстояние. Санхерив окружил город стенами (они частично сохранились до сих пор) диаметром предположительно до 16 километров… из раскопок напрашивается вывод о том, что Нинве был важным местом с момента его основания».
Тиглат Пиласар III, Саргон II, Санхерив, Асархаддон, Ашшурбанапал и другие правители Ассирии возвеличивали город и развивали его. Одним из наиболее значимых открытий британского археолога Остена Генри Лэйярда, исследовавшего данную территорию, стала библиотека государя Ашшурбанапала, обнаруженная среди руин царского дворца в Нинве, на городище «Тель Коюнджик».
«Пик славы Нинве, столицы ассирийской державы, пришелся на годы власти Ашшурбанапала, построившего в городе великолепные чертоги… найденная в Нинве библиотека Ашшурбанапала, содержавшая тысячи рукописных табличек, способствовала ознакомлению с родословной поселения». Знаменитое собрание этих артефактов под названием «Коллекция Коюнджика» ныне хранится в Британском Музее.
Пророчества о разрушении Ассирии и Нинве
За десятилетия до падения Ассирии пророки Израиля предсказывали, что Всевышний потребует от самонадеянных захватчиков предстать перед судом и сполна ответить за жестокость, проявленную к Его народу.
Наказание ассирийского государства звучало из уст пророка Йешаяу:
«И будет, когда завершит Г-сподь все дело Свое на горе Цион и в Йерушалаиме, (то скажет): накажу Я за плод сердца надменного царя Ашшурского и за тщеславие высоко поднятых очей его». (Йешаяу 10:12)
Пророк Нахум тоже предрекал поражение Нинве:
«О, город крови! Весь он ложь [О, Нинве, город, истекающий кровью, пропитанный обманом]…» (Нахум 3:1)
«Вот Я – на тебя, слово Г-спода Ц-ваота…» [Вот Я пойду войной на тебя] (Нахум 3:5)
«И будет: всякий увидевший тебя отдалится от тебя…» [отстранится] (Нахум 3:7)
«… и скажет: «Опустошена [ограблена] Нинве! Кто будет сокрушаться о ней?.. пожрет тебя огонь, истребит тебя меч». (Там же; Нахум 3:15)
И пророк Цфанья:
«И прострет Он руку Свою над севером, и уничтожит Ашшур, и обратит Нинве в пустошь, в пустынное место». (Цфанья 2:13)
След пророка Йешаяу?
В 2018 году известный археолог д-р Эйлат Мезер заявила о том, что в ходе возглавляемых ею раскопок в Офеле на территории Старого Города в Иерусалиме был найден оттиск печати, автором которого, вероятно, был пророк Йешаяу. На штемпеле можно различить слова «Йешае Наби».
Йешаяу, сын Амоца, – пророк, обитавший на Иудейской земле во времена Первого Храма, в дни царей Уззияу, Йотама, Ахаза и Хизкияу. Его прозвали «величайшим из пророков», он происходил из благородной семьи: его отец, Амоц (Амция), также был пророком, а брат Амции – царем Иудеи. В книге Йешаяу описана как важность его участия в придворных делах, так и прочность его связи с Хизкияу, проявившаяся в том числе в женитьбе царя на дочери Йешаяу.
Обнаруженный артефакт датируется концом VIII или началом VII в. до н.э., что действительно совпадает с временем жизни Йешаяу и Хизкияу. Он был найден максимально близко к предполагаемому месту нахождения государева дворца в Офеле, там же, где несколько лет назад откопали личную печать Хизкияу.
Слово «наби» на поверхности оттиска, по-видимому, – сокращенное слово «нави» (пророк на иврите), поскольку из-за ограниченной площади печати обычно применялся вышеуказанный метод, убирали лишние, используемые для обозначения огласовок или не произносимые в устной речи, буквы.
Доктор Мезер отмечает: несомненно, в данном случае нет окончательного подтверждения принадлежности этого предмета пророку Йешаяу, однако «обнаружить личную печать пророка Йешяу недалеко от таковой царя Хизкияу не кажется чем-то неожиданным… ни один человек не был более близок к царю Хизкияу, чем пророк Йешаяу».
Падение Нинве – в календаре Гадда
Пророчества об уничтожении Ассирии, упомянутые в предыдущих абзацах, сбылись в 612 г. н.э., когда ее столица Нинве пала от рук вавилонян и их союзников, таким образом, империи пришел конец. Нинве, процветающий и бурлящий город, оплот великой ассирийской державы, поразившей все народы вокруг себя, на самом деле, превратился, как говорил пророк, «в пустошь, в пустынное место».
Сохранились ли документы тех лет об этом более чем впечатляющем событии?
В 1923 году британский ученый Сирил Джон Гадд распространил новость о том, что в Ираке найдены вавилонские свидетельства, содержащие описание военного похода Набополасра и захват Нинве. Текст документа на обнаруженной глиняной табличке клинописный, на аккадском языке, распространенном у вавилонян того времени. Артефакт получил название «хроника Гадда» по фамилии опубликовавшего его исследователя. Документ повествует о завоеваниях и победах Набополасра. Ниже представлены избранные отрывки из него (названия месяцев года приведены в соответствии с их вавилонским звучанием, впоследствии адаптированные изгнанными в Вавилон для использования в еврейском календаре):
«(1) На десятый год, в месяце Ияр, Набополаср направил войско…
(16) [В одиннадцатый год, царь] Аккада [ – Набополаср] повел армию по верхнему течению Хидекеля, а в месяце Ияр остановился напротив Ассирии…
(23) В месяце Мархешван мидийцы прибыли… и напали на город…
(24) На двенадцатый год, в месяце Ав, мидийцы атаковали Нинве…
(41) По берегу Хидекеля они наступали… против Ни[нве]…
(42) С месяца Сиван по месяц Ав три битвы…
(43) Они осадили поселение большой силой, и в месяце Ав [в… день, когда город пал]… и [резню] чудовищную устроили ее вельможам.
(44) В тот момент Син-шар-ишкун, ассирийский царь…
(45) Сокровища города в несметных количествах они разграбили, и [обратили] это место в кучу и по[жарище]».
Ассирийский город Нинве превратился в пустынное место, как и предсказывали пророки Израиля, и на сегодня от него осталась лишь куча развалин, огибаемых позднее отстроенным городом Мосул.
О масштабности поселения в годы величия можно спорить с точки зрения останков его стен, существующих все там же, напоминая своими очертаниями высокий холм, протянувшийся на несколько километров в длину. Экспертиза горы показала, что она не из праха земли, как того следовало ожидать, но из огромного количества кирпичей грандиозных стен, раскрошившихся за прошедшие тысячи лет и сформировавших насыпь.
Еврейский путешественник раби Биньямин ми-Тудела, объехавший страны Востока в XII веке, в своей книге описывает то, что увидел собственными глазами на территории Нинве, в том числе руины разных сторон города: «А оттуда – два дня (дороги) до Моцула [ – Мосула] … и между ней и Нинве только мост, а город разрушен. Но внутри развалин деревни и большие поселения. А Нинве имеет значительные размеры стен, около 40 парсеков (1 парсек = приблизительно 4.5 км) до города Эль Бааль)».
Набополаср основал Нововавилонское царство, немедленно ставшее первопричиной мощи Средиземноморского региона.