Кто такой Балак?
Балак – моавитянский царь, который жил во время Моше. Тора сообщает, что во время подхода евреев к Святой Земле, испугавшись за судьбу своего государства, он призывал известного в то время пророка и чародея Билама для проклятия евреев.
История
Тора рассказывает: когда еврейский народ по пути к Земле Израиля подошел к Моаву, местные жители, зная, с какой легкостью до этого евреи победили могучие соседние народы, пришли в ужас. «И испугался Моав.., и опостылела Моаву жизнь из-за сынов Израиля», — сообщает Тора (Бемидбар, 22:3)
Балак был благородного происхождения, но не принадлежал к царскому роду. По рождению он был не моавитянином, а мидьянитом, а следовательно, в обычное время его назначение царем было бы невозможным. Однако в данной ситуации это произошло благодаря его репутации сильного воина и искусного мага.
Перед тем как предпринять какие-либо действия, Балак решил выяснить, в чем состоит секрет феноменальных успехов евреев. Каким образом со времени Исхода они побеждали один народ за другим? Он отправил послание мудрецам мидьянитов.
«Вождь евреев, Моше, вырос среди вас, — говорилось в нем. — Можете ли вы открыть мне, в чем секрет его успеха?»
Мудрецы Мидьяна сообщили Балаку, что сила еврейского народа в его устах. «Когда они взывают к Богу, Он исполняет все их просьбы».
И тогда Балак решает прибегнуть к помощи Билама, чтобы тот проклял евреев. Он был убежден, что Билам способен нарушить планы Творца.
Однако вместо проклятий Всевышний вкладывает в его уста благословения. Балака это приводит в ярость, и он прогоняет Билама.
Перед возвращением домой даже дает Балаку гнусный совет, как все-таки навредить евреям. Он передает Балаку четкий план, обдуманный до мельчайших деталей. Он говорит, что Б-г евреев ненавидит разврат и идолопоклонство и наказывает за это без промедления. Билам ради этого предлагает разместить возле еврейского лагеря большой рынок. «Чтобы привлечь евреев, продавайте одежду, — советует он. — Пожилых женщин поставьте снаружи, а внутри шатров пусть будут юные красавицы». Входя в палатку, еврей увидит смазливую моавитянку или мидьянитянку, которая за те же изделия назовет очень низкую цену, но попросит за свою уступку поклониться идолу, а потом еще и соблазнит. Таким образом, по идее Билама, не составит особого труда вовлечь евреев в грехи, за которые они дорого заплатят.
Как ни печально, на самом деле евреи поддались на эти уловки и стали развратничать с язычницами и поклоняться Баал Пеору, что действительно навлекло на них гнев Всевышнего. Он наслал на них мор – погибло двадцать четыре тысячи человек.
Наши мудрецы о Балаке
В Мидраше (Танхума) сказано, что Балак обладал магической силой большей, чем Билам. И поэтому, когда желал, чтобы Билам проклял еврейский народ, взял его на вершину горы Пеор. Балак предвидел, что там будет пробита брешь в еврейском народе, и там действительно умер Моше. Он полагал, что там их постигнет проклятие, (объясняя самому себе:) «Это и есть брешь, которую я вижу».
В Талмуде (Сота, 47а) сказано, что в заслугу 42 жертвоприношений удостоился Балак, что его внучкой была Рут (Рут была дочерью царя Эглона, сына Балака), потомок которой, царь Шломо, принёс в жертву Творцу множество жертвоприношений, как сказано (Мелахим 1, 3:4): «И пошел царь в Гивон, чтобы принести там жертву… Тысячу всесожжений вознес Шломо на том жертвеннике».