Общие сведения
«Кидуш а-левана» – «Освящение луны» (или «Благословение луны») – является очень важной заповедью и следует приложить все усилия для того, чтобы ее исполнить, как положено. В Талмуде сказано, что, исполняя эту заповедь, человек будто приходит на встречу с Творцом.
Почему мы освящаем именно луну, а не какую-нибудь другую планету, которая намного крупнее луны? Потому, что луна является наглядным примером постоянного обновления мироздания, что явно указывает на непрерывную связь Творца с Его творениями.
В традиции еврейского народа церемония, в результате которой невеста переходит в статус законной женой, называется «кидушин» – «посвящение в жены». Невеста, подобно луне, до определенной поры была сокрыта от мужа, а после «кидушин» открывается ему во всей своей красе.
Временные рамки заповеди
О том, с какого и по какое время можно исполнить заповедь освящения луны, существуют разные мнения. Некоторые законоучители считают, что поскольку во время благословления луны необходимо получать удовольствие от ее свечения, «Кидуш а-левана» можно читать со времени, когда луна отражает уже достаточно солнечного света и пока не начнет «убывать», то есть, начиная с седьмых суток после новолуния и до середины месяца. Согласно другому мнению, заповедь освящения луны можно исполнить уже через трое суток после новолуния.
Даже тот, кто всегда благословляет луну только по прошествии семи суток, если по какой-либо причине он не может исполнить заповедь после седьмых суток, например, в случае если он должен пройти операцию до этого времени и будет не в состоянии прочесть «Кидуш а-левана» до середины месяца, он в одноразовом порядке может сделать это по прошествии трех суток после новолуния, полагаясь на второе мнение.
Чтобы установить точное время «убывания» луны и, соответственно, определить время завершения исполнения заповеди благословления луны, необходимо знать продолжительность лунного месяца. Согласно устному приданию, полученному во время синайского откровения, лунный месяц продолжается 29 суток, 12 часов, 44 минуты и три целых три десятых секунды. После полнолуния, которое происходит посередине лунного месяца, луна начинает отражать все меньше и меньше солнечного света. Поэтому, поделив продолжительность лунного месяца надвое, мы узнаем точное время начала «убывания» луны, после которого уже нельзя исполнить заповедь освящения луны. Другими словами, по истечении 14 суток, 18 часов и немногим больше 22 минут после «рождения» луны завершается время благословления луны.
Заметим, что отсчет ведут не от начала месяца, а именно от новолуния, которое происходит за сутки, а то и за 2 до новомесячья. Согласно некоторым мнениям до завершения 15 суток после новолуния читают «Кидуш а-левана» с упоминанием имени Творца, пока не пройдет 16 – без упоминания имени Творца, после этого – не читает вообще. Другие законоучители считают, что если не исполнили заповедь освящение луны в течение 15 суток после новолуния, постфактум можно благословить луну с упоминанием имени Творца пока не пройдет 16 суток после новолуния.
Отличия в обычаях
Текст «Кидуш а-левана» приведен в сидурах. Каждая община исполняет заповедь благословления луны в соответствии с принятыми в ней обычаями. Так, например, ашкеназы в завершении читают молитву «Алейну ле-Шабеах, а сефарды не читают; сефарды после благословления луны призносят «Кадиш дэ-Рабанан», а ашкеназы – «Кадиш Ятом».
Способ исполнения заповеди
Перед тем, как совершить заповедь освящения луны, необходимо проверить, разрешено ли в этом месте произносить святые тексты: нет ли поблизости неприкрытых канализационных ям, помоек, уборных, испражнений, навоза. Необходимо чтобы одежда, тело и руки того, кто благословляет, были чистыми, а также, чтобы и он и все присутствующие были одеты согласно правилам скромности.
Перед тем, как читать «Кидуш а-левана», нужно взглянуть на луну, но особо пристально всматриваться в нее не следует. Постфактум заповедь считается выполненной, даже если прочитали «Кидуш а-левана», не взглянув на луну.
Исполнить заповедь освящения луны возможно только при условии, что луна не закрыта облаками. Легкое облако, сквозь которое хорошо видно луну, не является причиной отложить благословение луны на более позднее время. Если одна часть луны прикрыта плотной тучей, а другая ее часть отчетливо видна, разрешено прочитать «Кидуш а-левана». Если облако скрыло луну уже после того, как начали читать благословление, его дочитывают до конца. В случае если представляется очевидным, что до того, как успеют прочитать благословление, луна может затянуться тучами, его не откладывают на другое время, когда луна будет отчетливо видна.
Если в принципе луна видна, но человек не имеет возможности ее увидеть, например, из-за проблем со зрением или потому, что он не может выйти в то место, где видно луну, ему следует послушать, как тот, кто ее видит, читает «Кидуш а-левана» и ответить «Амен» на его благословление. При этом необходимо, чтобы произносящий благословление имел намерение, что он делает это также и для человека, который не видит луну, а человек, который не видит луну, в свою очередь должен иметь намерение, что «Кидуш а-левана» читают так же и для него. Если нет такого человека, который может благословить луну, как положено, то тот, кто не видит луну читает «Кидуш а-левана», не упоминая в благословении имя Творца.
Тот, кто без очков луну не видит, а в очках видит ее достаточно отчетливо, благословляет сам.
«Кидуш а-левана» не читают в крытом помещении, т.к. во время освящения луны мы, образно говоря, приходим на встречу с Создателем. Чтобы засвидетельствовать свое почтение и преклонение перед Ним, нам следует выйти к Нему навстречу, а не оставаться в здании, ожидая, чтобы Он сам пришел: если чтобы встретить важного гостя, принято выходить из дома, тем более необходимо выйти навстречу Царя всех царей. Но если выход на улицу сопряжен с опасностью для здоровья, или если человек себя плохо чувствует, разрешено прочитать «Кидуш а-левана», находясь в комнате, из которой возможно увидеть луну через открытые окна или двери. Если по какой-либо причине, например, из-за холода или ветра, невозможно открыть окно, разрешено произнести благословение и при закрытом окне при условии, что луну будет видно через стекло.
Разрешено благословлять луну, стоя под зонтом или под кроной дерева.
«Кидуш а-левана» изначально следует читать стоя, не облокачиваясь ни на какие предметы, но тот, кто читал сидя, постфактум исполнил заповедь. Человеку, которому тяжело читать стоя, даже изначально разрешено благословлять луну, облокотившись на какой-либо предмет, сидя, или даже лежа, но при условии, что ему видно луну.
Во время исполнения заповеди освящения луны необходимо стоять по направлению к Земле Израиля, жителям Израиля – по направлению к Иерусалиму, а жителям Иерусалим – по направлению к Святая Святых. Стоять нужно прямо, соединив ноги, подобно тому, как это делают во время молитвы «Шмоне-эсрэ».
Во время исполнения заповеди освящения луны необходимо выглядеть должным образом, как человек, которому назначена аудиенция с царем. И если человек не хочет специально для исполнения заповеди освещения луны облачиться в праздничную одежду, он, по крайней мере, должен постараться выглядеть достойным образом.
Во время чтения «Кидуш а-левана» запрещено прерываться на разговоры.
Человек, которому тяжело произносить слова вслух так, чтобы слышать то, что он говорит, как это положено делать, когда читают молитвы и благословения, может прочитать «Благословение луны» шепотом. Тот, кто не может произнести «Кидуш а-левана» даже шепотом, должен послушать, как благословляет вслух другой человек, а если такой возможности нет, то прочитать текст «Освящения луны», не произнося его вообще, «про себя».
Изначально «Кидуш а-левана» читают при большом стечении народа, ибо, чем больше людей, участвует в заповеди, тем ее исполнение более значимо: «Чем у царя больше подданных, тем больше его величие» (Мишлей 14:28). Когда эту заповедь невозможно выполнить при большом стечении народа, следует постараться исполнить ее, по крайней мере, в присутствии «миньяна» (кворума из десяти евреев старше 13 лет). Человеку, которому трудно организовать массовое благословение луны, следует постараться собрать еще двух участников исполнения этой заповеди, а если и это не получается, то благословлять луну самому.
Когда «Кидуш а-левана» читают без «миньяна», «Алейну ле-Шабеах» и «Кадиш» не читают.
Время исполнения заповеди
«Кидуш а-левана» читают исключительно ночью. Время исполнения этой заповеди – от выхода звезд и до зари.
Наиболее благоприятные времена для благословения луны: после завершения Маарива (вечерней молитвы) исхода субботы, Йом Кипура и праздника Шавуот, когда все люди находятся в приподнятом настроении и облачены в праздничные одежды.
В субботние и праздничные ночи не читают «Кидуш а-левана», даже если праздничная ночь начинается на исходе субботы. Этому есть ряд причин, связанных с каббалой, и ряд причин, объяснимых логически. Благословляя луну, мы просим Всевышнего о разных благах, а в субботу о личных нуждах не молятся. Существует опасение, что для того чтобы прочитать «Кидуш а-левана», человек по ошибке вынесет молитвенник в место не окруженное эрувом, тем самым непреднамеренно нарушив запрет выноса предметов из частного владения в общественное. В порыве радости, испытываемой от исполнения заповеди, человек может пуститься в пляс, что в субботу и праздники запрещено.
Если после субботы или праздника завершается время исполнения заповеди освещения луны, разрешено благословить луну в субботнюю или праздничную ночь, учитывая перечисленные выше опасения, чтобы непреднамеренно не нарушить законы субботы и праздника. Заповедь освещения луны в субботу нужно исполнить до вечерней молитвы. При этом читают только текст благословления, опуская все остальные просьбы и молитвы.
Многие не благословляют луну до конца девятого Ава, так как все первые девять дней месяца Ав являются днями траура по разрушенным святыням. После Маарива исхода общественного поста девятого Ава обуваются, делают омовение рук, немного перекусывают и устраивают церемонию освещения луны.
Кто обязан в заповеди
Женщины освобождены от заповеди освящения луны, т.к. она является заповедью, ограниченной временными рамками, а от такого рада заповедей женщины, как правило, освобождены. Принято, что эту заповедь женщины не исполняют даже в качестве устрожения.
Принято приучать детей с возраста шести-семи лет к заповеди освящения луны.
Человек, у которого скончался один из семи самых близких родственников, как правило, освобожден от исполнения заповедей, пока тело усопшего не будет предано земле («онэн»). Однако если время исполнения заповеди освящения луны может пройти, то в случае, когда похоронами его родственника занимаются другие люди и его участия в подготовке к похоронам не требуется, он должен прочитать «Кидуш а-левана».
В течение первых семи дней траура («шива») человек, находящийся в трауре по одному из семи самых близких родственников («авэль»), не участвует в заповеди освящения луны. Если после завершения недели траура пройдет время исполнения этой заповеди, «авэлю» разрешено выйти из дома и в одиночестве прочитать «Кидуш а-левана».
Мистические элементы, связанные с заповедью
Говоря о заповеди «Кидуш а-левана», следует упомянуть о том, что от имени рэбэ из Ружина передают, что, если после фразы «Кэ-Шэм шэ-Ани Ракед Кэнэгдэх…», которую в «Кидуш а-левана» повторяют три раза, каждый раз сказать: «…вэ-Ло Ийе Ли Кээв Шинаим», что значит «…и не будут у меня болеть зубы», это помогает снять зубную боль. И так делал рав Я. И. Каневский (Стайплер), как это приводится в книге «Орхот Рабейну».
Согласно Каббале, по завершению чтения «Кидуш а-левана» следует протрясти полы одежды. Некоторые смотрят на нити цицит, проверяя их кашерность. В этом есть намек на то, что в будущем Всевышний уравняет свет луны свету солнца и заповедь цицит, которая сейчас исполняется только днем, поскольку в отношении нее сказано: «И увидят их (нити)», то есть время заповеди только в такое время, когда видны нити, будет исполняться круглосуточно.
В тексте «Кидуш а-левана» мы провозглашаем: «Давид, царь Израиля, живой и вечно здравствующий!». Хотя в самом начале и конце месяца не видно луны, но мы полностью уверенны в том, что она очень скоро проявится и к середине месяца раскроется в полную силу. Подобно этому царство династии Давида, величие которого временно сокрыто от глаз, будет возрождено и предстанет миру во всем своем великолепии.