Каждый раз, перед наступлением Дней Трепета, мы начинаем звонить нашим друзьям. И в конце этих телефонных бесед мы можем бросить небольшую фразу: «Кстати, если я тебя чем-то обидел, надеюсь, ты меня простишь?..»
Неужели этого достаточно?
Я хочу поделиться с вами одной историей…
Жил-был один мальчик, который отличался чрезвычайно капризным характером, и тогда его отец протянул ему мешок с гвоздями и сказал: «Сын мой, каждый раз, когда ты почувствуешь, что теряешь терпение, пойди и забей гвоздь с внутренней стороны забора».
Вечером того же дня в ограде обнаружилось 37 гвоздей. В течение нескольких недель количество забитых гвоздей в ограде стало постепенно уменьшаться. Паренек догадался, что гораздо легче контролировать вспышки своего гнева, чем забивать гвозди в забор.
Наконец наступил тот день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. И тогда его отец предложил сыну подойти к ограде и вытаскивать из нее гвоздь за гвоздём в награду за каждый день, в который мальчик смог сдержать свой гнев.
Так шли дни за днями. В конце концов, сын смог сказать своему отцу, что в ограде больше не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку, подвёл его к ограде и сказал:
— Мой сын, ты молодец, и я очень доволен тобой. Но вот, посмотри на ограду, она больше никогда не будет такой, как прежде. Когда ты себя распускаешь и говоришь кому-то неприятные слова, эти слова, подобно гвоздям, оставляют следы-шрамы в душе другого человека. И неважно, сколько раз ты скажешь «прости меня» или «мне очень жаль», раны все равно останутся.
Мальчик посмотрел на своего отца и сказал:
— Папа, я надеюсь, ты простишь меня за раны, которые я тебе нанёс.
Отец крепко обнял сына и сказал:
— Конечно, я тебя прощаю!
На Йом Кипур мы тоже просим прощения, но можем ли мы исправить нанесенные другому обиды?
Йом Кипур призывает нас к тшуве, но Ашем простит нам любые промахи и ошибки, кроме тех, которые мы совершили, обидев других людей. Чтобы получить прощение Ашема, мы должны лично просить всех, кого мы обидели, о прощении.
Однако это совсем не так просто, как обронить фразу: «Кстати, если я тебя чем-то обидел, надеюсь, ты меня простишь?».
В иудаизме мы обязаны, прося прощение, открыто сказать, что мы сделали не так, кроме тех случаев, когда наше объяснение может принести ещё большую боль другому человеку.
Это не просто урок для человека, причинившего другому душевную боль. Это также совет человеку, страдающему от нанесенной душевной боли. Не так просто простить другого человека за боль и страдания, которые он вам причинил, Но также несправедливо, если вы бесконечно переживаете ту боль, которую вы причинили другому.
Еврейские мудрецы говорят:
Если вы сумели простить кого-то за причиненные вам страдания, Всевышний также простит вас. Поэтому просто простите обидчика и дайте Б-гу быть судьей.
В этом году, с самого начала дней трепета, подумайте, кому вы могли принести боль, покопайтесь глубоко внутри себя и подумайте, какие страдания вы могли причинить другому человеку. Почувствуйте сожаление об этом и только после этого беритесь за телефонную трубку, чтоб искренне и честно попросить прощения у обиженного вами.
И дайте себе слово: никогда больше этого не делать.
А если это вам звонят с просьбой о прощении, постарайтесь отпустить чужой грех и простить.
И будем надеяться, что Всевышний, видя, как его дети просят друг друга о прощении, как они заботятся друг о друге, тоже простит нас и дарует нам сладкий новый год.