«Для пришельца, сироты и вдовы пусть будет» (Ки Теце, 24:19).
В нашей главе мы находим ряд заповедей, связанных с деньгами, не удерживать плату наемного рабочего и отдавать ему заработок в тот же день, не искажать суд пришельца и сироты и не брать в залог одежду вдовы. Сразу же после этого Тора заповедует исполнять заповеди, связанные с милосердием: оставлять для бедных забытое на поле — остатки урожая и нескошенный край поля. И этим говорит нам, что недостаточно остерегаться нечестности и грехов, нужно умножать милосердие и приумножать заповеди.
Месяц Элуль — месяц милосердия и прощения, самоотчета и тшувы, чтобы удостоиться доброго приговора в Рош а-Шана. Счастливы возвращающиеся к полной тшуве и погашающие все долговые векселя. Но известно, что этого недостаточно, чтобы удостоиться доброго года — мы обязаны умножить исполнение заповедей и добрых дел, чтобы чаша весов склонилась к жизни, удовлетворению и миру, счастью и свету!
В книге Авотейну сипру лану, посвященной молитвам о прощении, приведен поучительный рассказ раби Йосефа Сисо аКоэна, благословенна память праведника, заместителя главного раввина Туниса.
Однажды большой рав посетил один город и решил проверить, как в нем живут евреи.
Спросил он прохожего: «Скажи мне, как у вас в городе соблюдают Тору и заповеди?»
Ответил тот ему: «Слава Творцу мира, раби! Нет здесь убийц и разбойников, воров и мошенников! Если бы все евреи были такими, Машиах уже пришел бы!»
«Твои слова меня порадовали, — сказал рав, — но как обстоят дела с заповедями, благотворительностью и милосердием, кашрутом, Субботой и праздниками?»
Смутился еврей: «К чему обвинять, раби? Достаточно, что они воздерживаются от грехов и удаляются от зла всеми силами, можно ли требовать большего?»
Понял рав, каково положение в городе, и пошел задумавшись. Размышлял он, как раскрыть людям глаза, чтобы поняли: недостаточно воздерживаться от грехов, надо умножать исполнение заповедей. Так он шел, и вдруг почувствовал тошнотворный запах. Поднял глаза и увидел дохлого осла у обочины дороги, а над ним туча мух. Поспешил он пойти дальше, но вдруг глаза его сверкнули.
Сказал он сопровождавшему его служке: «Купи черную ткань, я буду ждать тебя здесь».
Служка принес ткань, и мудрец попросил его завернуть в нее осла.
Потом он распорядился: «Пройди по улицам города и громким голосом провозгласи, что найден умерший, и жители должны похоронить его. Все должны прийти на его похороны. Объяви, что большой рав произнесет траурную речь, а похороны предшествуют всем остальным заповедям Торы! Пусть люди оставят все дела, и придут послушать траурную речь, пробуждающую сердце!»
В течение часа собрались все жители города — мужчины, женщины, дети — удивленные и испуганные: кто убит, кого коснулась мера суда и как?!
Мудрец взобрался на большой камень и взволнованно начал речь: «Братья мои, весь дом Израиля, слушайте! Когда находят погибшего, но неизвестно, кто его убил, обязаны жители ближайшего к нему города привести телицу и сказать: «Наша рука не проливала эту кровь, мы не участвовали в этой трагедии»…
Дрожь волнения прошла по собравшимся, а рав продолжал: «Тем более, когда умерший был образцом для всех — никогда не говорил пустых слов, не злословил, не лгал и не сплетничал. Все дни он соблюдал пост молчания!»
Волнение возросло: такой праведник жил среди них! «И не только это, — продолжал рав, — умерший был из тех людей, которых обижают, а они не обижаются, слышат поношения и не отвечают! И в отдалении от удовольствий этого мира мало подобных ему. Никогда он не ел мяса, не пил вина и не спал в кровати! Удовлетворялся малым, был самым скромным из всех творений. Кто возместит нам утрату такого великого человека?!»
Все заплакали и стали спрашивать: «Раби, кто это? Как же мы не знали, что такой большой праведник живет среди нас! Мы обязаны попросить у него прощения за то, что не почитали его при жизни, как полагается».
Рав спустился с камня и подошел к “покойнику”, завернутому в черную ткань. Он снял покрытие, и все отпрянули назад из-за дурного запаха, исходящего от ослиного трупа…
Люди начали высказывать недовольство: «Господин посмеялся над нами…»
Сказал рав: «Вовсе нет. Все достоинства, о которых я упомянул, были присущи этому животному при жизни. Он был скромным и много страдал, оберегал свой язык от злословия и удовлетворялся малым. Исполнял заповедь “удаляйся от зла” до последнего дня. Однако несмотря на это, как он был ослом, так им и остался. А почему? Потому что не исполнял заповеди “делай добро” … Не учил Тору, не исполнял заповедей, не проявлял милосердия» …
И если мы всмотримся, то увидим, что после исповеди во всех ее деталях мы добавляем: «Отклонялись мы от Твоих добрых заповедей и установлений». Ибо недостаточно воздерживаться от грехов, необходимо добавить исполнение заповедей. И тогда мы, несомненно, удостоимся доброго года и исполнения всех желаний нашего сердца для добра!