Рассказывают, что рав Исер Залман Мелцер, великий мудрец Торы, прославился еще тогда, когда учился в Воложинской ешиве. Он был ближайшим учеником одного из ведущих учителей рава Хаима Соловейчика. Позже он переехал в Радин и поступил там в ешиву Хафец Хаима, а однажды вдруг тяжело заболел — у него обнаружили туберкулез. К величайшему сожалению, в какой-то момент врачи уже отчаялись найти подходящее лекарство.
И надо было такому случиться, что это произошло вскоре после его помолвки с дочерью одного известного знатока Торы и богача рава Шраги Франка.
Исер Залман рассказал в письме семье невесты о своей болезни и сказал, что они могут расторгнуть помолвку. Родные невесты, не раздумывая, пригласили его к себе, где они могли бы обеспечить ему помощь знаменитых врачей, и начали лечить за свой счет.
Однако после долгих размышлений семья все же решила, что девушка должна отказаться от этого брака — лечащие врачи утверждали, что молодой человек вряд ли сможет прожить больше года. Но юная невеста решительно воспротивилась этой идее, считая, что во что бы то ни стало должна поддержать своего жениха всеми силами и всем сердцем.
Тогда ее семья обратиласьк Хафец Хаиму за советом, что же в такой ситуации им делать?
Хафец Хаим ответил коротко:
«Есть люди здоровые от природы, а есть такие, которым долголетие даруется».
Его ответ был ясен. Свадьба состоялась. И, что удивительно, тот самый больной, спасти которого врачи отчаялись, Гаон Исер Залман Мелцер, вскоре выздоровел и затем прожил долгую полноценную жизньдо глубокой старости — почти 84 года.
Уже в возрасте 24 лет рав Исер Залман стал рош ешива (главой ешивы) в Слободке, затем он основал ешиву в Слуцке и спустя время тоже ее возглавил, а после перебрался в Клецк, еще один центр изучения Торы тех лет. Наконец, в 55 летон переехал в Иерусалим, где встал во главе ешивы Эц Хаим и занимал эту должность до конца своих дней, будучи прославленным лидером своего поколения.
Упрямая невеста, ставшая его женой, былаправой рукой своего мужа, помогая ему готовить книги к публикации — все тома знаменитого труда Эвен а-Эзель, глубочайшего комментария на Мишне Тора Рамбама. Кроме того, она прославилась своими глубокими познаниями в тех темах, которыми занимался ее муж.