Как можно ненавидеть землю своего народа?
Евреи не хотели войти в Землю Израиля, объясняет Кли Якар. Праотцы любили ее и мечтали о ней, а евреев, порывавшихся вернуться в Египет, нужно было заставлять идти в Землю Обетованную. «Женщины любили Землю, а мужчины ненавидели ее» (Бемидбар Раба, 21:10).
Разумеется, святой народ после этого раскаялся. Но как это вообще было возможно — ненависть к Святой Земле?
Желание вернуться в Египет было продиктовано не комфортом лежаков Шарм-эль-Шейха, вкусом египетских дынь идешевыми авиабилетами (такого рабства не могло привидиться даже в распаленном пустыней воображении), аудобством жизни по велению сердца. Если народ должна объединить Тора, то пусть нашим козырным тузом, нашей последней защитой будет относительность нашего бытия — тяжести и невзгоды галута (изгнания). Евреям было нелегко принять увеличение ответственности, связанное со входом в Эрец Исраэль.
Святая Земля безо всякого сомнения является национальным домом еврейского народа. Но до завоевания нами онабыла домом кнаанейскому народу, а после нашего изгнания — еще нескольким, завершая арабами. Но ведь Вс-вышний обещал ее Аврааму! — воскликнет неискушенный неофит. Вс-вышний обещал ее потомкам Авраама, принявшим Тору и ее соблюдение. Народы Кнаана исповедовали сочный набор различных мерзостей, прекрасно и нагло топча Обетованную Землю — евреям бы это не спустили с рук.
Почему? Потому что Эрец Исраэль — это внутренний двор Царя. И недостойное поведение там, безответственность являются плевком в лицо Вс-вышнему. Наше право на Землю Израиля закреплено в той же самой книге, в которой закреплены неотделимые от нее обязанности. Например, Шаббат. Заповедь слушать и уважать раввинов. Надевать тфиллин и жениться на еврейке.
Следовательно, когда еврей требует себе Святую Землю только на правах национального дома, он ничем не отличается от кнаанейца или, тем паче, араба. Еврей имеет право на Землю только как часть служения Вс-вышнему, в ином случае Земля исторгнет его — тогда можно и в Уганду.
«Не делайте, как делают в Земле Кнаанской, куда веду Я вас, и не идите их законами», написано в нашей недельной главе. Их законы — это необязательно прыжки через костер с оторванной вражеской головой или полуночный отвар из корешков с перьями феникса. Елка в Новый год — это наш обычай? Наш закон? А театры?
Есть такое слово на идише — «идишкайт», еврейский дух. Многое вокруг нас, такое привычное и тривиальное, может внезапно оказаться угрожающим нашему идишкайту, нашему еврейству. А когда еврей едет в Израиль, ему следует проверить, что все-таки он с собой везет — затхлый циничный душок жизни без Торы или свежий и крепкий дух заповедей и трепета перед Вс-вышним.
Элиэзер Райхман