Вечер Йом Кипура
Йом Кипур – это величайший день еврейского календаря, когда весь народ удостаивается прощения грехов. Йом Кипур отмечают десятого Тишрея. В 5781 (2020) году Йом Кипур начинается 27 сентября с заходом солнца и завершается 28 сентября после выхода звезд.
Запреты Йом Кипура
В Йом Кипур запрещены: еда, питье, умащение, супружеская близость, кожаная обувь и мытье, а также все действия, которые запрещены в субботу. К данным запретам не позволено прибавлять дополнительные ограничения, т.к. это праздничный день. Не следует утруждать себя в этот день вещами, без которых возможно обойтись, даже если при этом не делают запрещенные в субботу работы.
Девочки младше 12 лет освобождены от поста. Начиная с девятилетнего возраста, детей приучают к тому, чтобы они привыкали поститься некоторое время, для чего переносят их трапезы на более позднее время, чем обычно.
Обувь, для изготовления которой использовалась кожа или кожзаменитель, запрещено одевать в Йом Кипур. Ее также запрещено переносить, т.к. она является мукцэ. Если без ортопедических стелек (супинаторов) у женщины болят ноги, ими разрешено пользоваться, даже если они изготовлены из кожи. Начиная с 6-7 лет, детей приучают обходиться без кожаной обуви в Йом Кипур.
Мытье запрещено. Даже окунуть палец в воду ради удовольствия запрещено. Во время утреннего омовения рук, омовения рук после посещения уборной, а также после того, как прикоснулись к чему-либо нечистому, в Йом Кипур воду наливают только на пальцы, а не как обычно, на всю кисть. Влажными от омовения рук пальцами разрешено провести по лицу и глазам. Те, кто в Йом Кипур вынуждены есть хлеб, делают омовение рук как обычно. Смывать с рук или с тела грязь не возбраняется. Больной, роженице или жнщине на последних неделях беременности, которым необходимо мыться, а также невесте в
течение 30 дней после свадьбы разрешено умываться. Начиная с 6-7 лет, детей приучают не мыться в Йом Кипур.
В Йом Кипур не чистят зубы и даже сполоснуть рот запрещено.
В Йом Кипур запрещено накладывать крема.
Молитвы Йом Кипура
Поскольку в Йом Кипур не устраивают трапезу, в которую делают «Кидуш», чтобы исполнить заповедь «Кидуш» Йом Кипура, а если Йом Кипур выпадет на субботу, то заповедь «Кидуш» субботы и Йом Кипура, упоминая о субботе и Йом Кипуре в молитве «Амида», следует иметь намерение исполнить заповедь «Кидуш».
Тексты молитв Йом Кипура приведены в молитвенниках. Ашкеназка, у которой умер отец или мать, днем читает «Изкор» – молитву в честь душ усопших. Сефардки в честь усопших устраивают «Ашкавот» вечером, после молитвы «Коль Нидрей». Йом Кипур еще называют «Йом а-Кипурим». Множественное число «кипурим» – «искупления» – объясняют тем, что в этот святой день Всевышний прощает прегрешения не только живым, но и усопшим.
Приведем вкратце общий порядок ведения утренних и дневных молитв в синагоге, чтобы женщина, которая посетила ее впервые не чувствовала себя неуютно. После повторения хазаном молитвы «Амида», устраивают общественное чтение Торы. Во время открывания ковчега ашкеназы читают «13 Качеств Милосердия» и молитву «Рибоно Шель Олам», а во многих сефардских общинах – не читают. В первом свитке читают отрывок, повествующей о смерти сыновей Аарона. Во втором свитке читают фрагмент из главы «Пинхас». В качестве афтары читают отрывок из книги пророка Йешаяу. Если в Йом Кипур младенцу исполняется восьмой день, ему делают обрезание сразу после общественного чтения Торы.
После этого молятся Мусаф (дополнительную молитву). Во время повторения молитвы хазаном, члены общины кланяются в двух местах: во время чтения «Алейну Лешабеах и во время чтения о храмовом служении в Йом Кипур. Устраивают «Благословение коэнов», читают песнь дня – если Йом Кипур выпал на будние дни, то 32-ую гл. из Тэилим, а если выпал на субботу, то 92-ую гл. из Тэилим. Ашкеназки не читают «Алейну Лешабеах» и главы о воскурениях, а сефардки читают.
Во время Минхи (дневной молитве) из ковчега выносят свиток Торы и читают отрывок из главы «Ахарей. В качестве афтары читают отрывок из книги пророка Йоны, к которой прибавляют два стиха из книги пророка Михи. Во время повторения молитвы хазан читает «Благословение коэнов». В годы, когда Йом Кипур выпадет на субботу, в Минхе Йом Кипура ашкеназки не читают «Цидкатха Цедек» и «Авину Малкену», а сефардки читают. Сефардки перед Минхой произносят «Ашрей» и «У-Ва ле-Циен», а ашкеназки произносят эти молитвы перед молитвой Нэила (пятой, завершающей, молитвой Йом Кипура).
В Нэиле вместо «у-хтов» – «и запиши», во всех местах произносят «у-хтом» – «и запечатай». Во время молитвы Нэила коэны благословляют общину. После выхода звезд трубят в шофар и желают: «В будущем году в Иерусалиме».
Завершение поста
В Маариве исхода Йом Кипура делают вставку «Ата Хонантану» об отделении святого от будничного. В благословении «Слах Лану» не бьют себя в грудь, произнося «Ибо грешили мы», как это делают в молитвах остальных дней года. После молитвы устраивают церемонию по отделению святого от будничного («Авдала»). Для благословения на пламя пользуются огнем, который горел весь Йом Кипур. В годы, когда Йом Кипур приходится на субботу, произносят так же благословление на благовония, а в годы, когда он приходится на будний день – не произносят. Женщина, которой тяжело поститься пока муж не вернется из синагоги, может сразу после выхода звезд произнести: «Благословен Отделяющий святое от будничного» и начать есть и пить.
После «Авдалы» устраивают праздничную трапезу, радуясь и веселясь прощению. Многие стараются сразу же начать заповедь строительства сукки (если это, конечно, не мешает соседям).
Между Йом Кипуром и Суккотом
В дни между Йом Кипуром и праздником Суккот запрещено поститься. С Йом Кипура и до наступления месяца Хешван не читают «Таханун».