Глава первая
Общие сведения
Отбеливание (на иврите: מלבן – мелабэн) является одной из тридцати девяти запрещенных в субботу работ. Суть запрета заключается в отбеливании шерсти и вычищении изделий из кожи и ткани. Этот запрет, как и все другие субботние работы, выводится из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Одним из действий в процессе изготовления полотна, из которого была пошита внутренняя драпировка скинии и ее занавеси, являлось отбеливание шерсти.
Законы отбеливания в праздники (йом тов) идентичны законам отбеливания в субботу. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.
В каких случаях происходит нарушение запрета
Запрет отбеливания включает в себя любые принятые действия по стирке, замачиванию и выжиманию. Нарушение происходит даже если замочили, постирали или выжали одежду, которая была чистая и до этого. Запрет происходит также если замочили, постирали или выжали только небольшую часть вещи, например, застирали небольшое пятно, замочили запачкавшийся уголок платья или выжали рукав рубашки, который по ошибке попал под воду.
Замачивание
Замачиванием считаются только такие процессы, при которых очищение вещи происходит посредством отмачивания грязи в воде, когда эту вещь поместили в воду или воду налили на эту вещь. Но когда помимо воды используют средства, предназначенные для повышения эффективности и ускорения процесса очистки изделия или прикладывают для этого физические усилия, например, оттирают изделие щеткой или руками, это считается стиркой, а не замачиванием.
Замачивание изделий, изготовленных из натуральных и синтетических нитей и волокон, запрещено.
Примеры разрешенного замачивания
Если при контакте с водой одежда больше пачкается, чем очищается, и при этом человек не преследует цели очищать одежду, это замачиванием не считается и не запрещено. Именно поэтому разрешено вытираться полотенцем, протирать стол или пол, если на них пролилась жидкость, выходить на улицу во время дождя, а в некоторых ситуациях разрешено даже пройти в субботу через реку.
Если в раковине лежит мочалка для мытья посуды или тряпка, разрешено открывать кран и выливать в раковину жидкости, хотя вода из крана и наливаемая жидкость обязательно попадут на мочалку и тряпку. Это разрешено, т.к. мочалка и тряпка не особенно очищаются от этой воды и жидкости, а кран открывают и жидкость выливают в раковину не для того, чтобы очистить мочалку или тряпку.
Замачивание вещей из кожи, клеенки, пленки и резины, при изготовлении которых не были использованы натуральные нити и ткани, разрешено. Поэтому в субботу разрешено их промыть под водой или замочить, но не тереть и не пользоваться моющими средствами, т.к. это уже превращается в стирку, а запрет стирки распространяется и на изделия, изготовленные из любых материалов.
При мытье посуды разрешено пользоваться резиновыми перчатками, ибо то, что на них попадает вода, считается замачиванием, а замачивать изделия из резины в субботу разрешено. Когда хотят отмыть перчатки от грязи, их разрешено даже специально подставить под струю воды, но не тереть.
Аналогично этому следует поступать с детскими сосками: их промывают под водой и не трут пальцами.
Контактные линзы, изготовленные из твердых материалов, разрешено замочить в субботу в специальном растворе и промыть, легко потирая их пальцами. Мягкие линзы разрешено замачивать в субботу только в растворе, не содержащем моющих средств (т.е. в таком, который только обеспечивает влажную среду, необходимую для сохранности линз). При промывании мягких линз, их запрещено тереть.
На какие предметы не распространяется запрет отбеливания
На здания и его отдельные элементы, изготовленные из твердых материалов, запрет отбеливания не распространяется. Поэтому разрешено в субботу снять паутину со стен квартиры, даже если на них наклеены обои и подмести пол, несмотря на то, что он покрыт линолеумом. Однако на чистку полов с ковровым покрытием, стен с обоями из ткани, мебели, обитой тканью, кожей или обтянутой целлофановой пленкой, распространяются законы отбеливания в субботу.
Существует запрет натирать в субботу до блеска мебель и оконные стекла с помощью специально предназначенных для этого средств.
Посуду разрешено мыть, даже если она изготовлена из тонких материалов. (Заметим, что во время мытья посуды следует помнить о запрете подготовки с субботы на будни).
Чистка одежды от пыли и грязи
В субботу запрещено присыпать пятно тальком или солью. Запрещено устранять с одежды грязь, пользуясь такими изделиями из ткани, которые принято стирать сразу после того, как они запачкались. Для устранения грязи следует пользоваться либо тряпкой, которую не принято сразу стирать, либо бумажными салфетками, которые вообще не стирают.
В субботу запрещено чистить одежду от подсохшей грязи, т.к. при этом грязь рассыпается в песок, что напоминает перемалывание зерен в муку и происходит нарушение запрета помол (тохэн). Грязь, которая не успела подсохнуть, разрешено устранить, но не полностью, а так, чтобы от нее остался небольшой след. Делать это следует осторожно, чтобы не выжать впитавшуюся в одежду жидкость. Во время чистки одежды ее запрещено слишком энергично тереть рукой, щеткой или тряпкой, даже если они абсолютно сухие.
Разрешено снять с одежды перышко, нитку, стряхнуть перхоть и т.п., т.к. они находятся на самом внешнем слое ткани. От пыли, которая въедается в ткань на большую глубину, одежду разрешено почистить в субботу только в ситуации, при которой ее наличие не помешает данному конкретному человеку выйти на улицу. И даже в этом случае одежду разрешено только встряхнуть, но не чистить ее ни рукой, ни, тем более, щеткой. Если же этот человек в будний день постеснялся бы выйти в такой одежде на улицу, ее запрещено в субботу даже просто встряхнуть.
В субботу, когда в отношении чистки одежды существует масса ограничений, следует предпринять все необходимые меры, чтобы она не запачкалась.
Устранение росы
Если роса легла на одежду таким образом, что человек ее оденет, предварительно не отряхнув от росы, ему запрещено отряхивать ее от росы в субботу. В принципе стряхнуть росу с одежды практически то же самое, что ее постирать, с той только разницей, что стирать запрещено в любом случае, а устранять росу запрещено только если человек без этого не оденет одежду.
Устранение снега
Снег, подобно нитке или перышку, находится на поверхности одежды и, соответственно, его разрешено стряхнуть. Вместе с этим, отряхивать снег в субботу следует легко, чтобы не выжать ту влагу, которая успела впитаться в одежду, ибо выжимание, как это уже упоминалось, является частью запрета отбеливания.
Промокшая одежда
Промокшую от дождя или упавшую в воду одежду запрещено в субботу отряхнуть от влаги и, тем более, выжать. В случае, когда человеку важно, чтобы из-за избытка влаги его одежда не «села», т.е. не уменьшилась в размерах, ему запрещено даже очень легко ее протряхнуть от влаги.
Обувь
Как уже отмечалось в отношении чистки одежды, из-за запрета помол (тохэн) в субботу запрещено счищать с обуви подсохшую грязь.
Когда речь идет о кожаной или резиновой обуви, пока грязь не подсохла, ее разрешено промыть под струей воды, не оттирая грязь рукой или щеткой, т.к. замачивание кожи и резины не запрещено.
Обувь, полностью или даже частично (пусть даже это будут ее шнурки или прошивка) изготовленную из замши и натуральных тканей, запрещено чистить, используя воду, т.к. замачивание этих материалов запрещено.
Разрешено в субботу устранить с обуви свежую грязь или пыль с помощью сухой тряпки. Делать это нужно очень поверхностно, чтобы не полировать ее и не придавать ей блеск.
Если для устранения грязи с обуви хотят воспользоваться твердым предметом, например, обтереть ее о камень, ступеньку, забор или специально предназначенное для этой цели приспособление, должны сделать это очень осторожно, чтобы не соскоблить при этом кожу или краску.
Запрещено в субботу чистить обувь кремом. Даже если обувь смазали кремом до субботы, запрещено в субботу чистить ее щеткой или тканью.
Разрешено в субботу вставлять в туфли колодки для сохранения формы. Однако вставлять в них распорки, предназначенные для изменения формы, в субботу запрещено.
Библиография
Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.
Глава вторая
Выжимание
Выжимание является одним из этапов стирки, а иногда даже представляет собой самостоятельное действие по очистке предмета. Выжимать в субботу запрещено вещи, изготовленные из любых видов нитей и волокон, включая синтетические. В волосы и изделия из кожи запрещено выжимать, согласно специальному постановлению мудрецов.
Тряпки, губки и щетки
В субботу запрещено пользоваться влажными тряпками и губками, т.к. при этом из них выделяется влага, что считается выжиманием. Сухими тряпками и губками пользоваться разрешено, даже если в них будет впитываться жидкость.
Для мытья посуды существует множество видов мочалок, но пользоваться в субботу большинством из них запрещено из-за запрета выжимания. Если они состоят из губки или поролона, уже было сказано, что пользованием ими неизбежно приводит к выжиманию и запрещено. То же самое можно с уверенностью сказать и о стальной проволоки, которой хозяйки пользуются для отмывания остатков присохшей и пригоревшей пищи от кастрюль и сковород. Мочалкой, представляющей собой сложенную в пучок капроновую сетку, по мнению большинства законоучителей разрешено пользоваться в субботу для мытья посуды. Каков закон в отношении каждого из других видов мочалок, следует отдельно выяснять у компетентного раввина.
По вопросу о пользовании зубными щетками в субботу мнения законоучителей разошлись и каждый должен выяснить у своего раввина, как следует поступать.
В субботу разрешено пользоваться специальной щеткой для чистки унитазов. Делать это следует после того, как спустили воду и постараться успеть закончить чистку, пока вода еще продолжает течь.
Посудное полотенце
Пока посудное полотенце не станет мокрым им разрешено вытирать посуду. После того, как оно намокло до такой степени, что из него может выделиться влага, его следует сменить сухое.
Вата и марля
В субботу запрещено смачивать вату и марлю водой или разного рода лекарственными растворами и не пользуются ватой или марлей, пропитанными жидкостью. Разрешено налить раствор на рану и промокнуть его ватой или марлей. Это следует также учесть при пользовании салфетками и ватными тампонами, если в субботу появиться необходимость удалить макияж с лица или лак с ногтей.
Влажные салфетки
В отношении пользования в субботу влажными салфетками невозможно дать однозначную рекомендацию, ибо существует большое разнообразие видов таких салфеток и каждому в его конкретном случае следует выяснить этот вопрос у компетентного раввина. Бумажные салфетки запрещено смачивать жидкостью перед тем, как ими что-либо протереть, т.к. при этом происходит выжимание.
Выжимание волос
Хотя запрет выжимания распространяется и на волосяные покровы тела, в субботу разрешено мыть лицо и руки, а в некоторых ситуациях разрешено мыть все тело и омываться в микве. Чтобы не допустить нарушений закона во время мытья и посещения миквы в субботу, помимо законов о мытье в субботу, которые рассматриваются в специально посвященной этой теме статье, необходимо остерегаться, чтобы не нарушить запрет выжимания ткани и волос. Чтобы избежать выжимания волос, некоторые люди вообще не вытирают части тела, имеющие густой волосяной покров. Другие легко промокают эти места полотенцем. Во время мытья не пользуются мочалками, щетками и прочими предметами, при использовании которых можно легко нарушить запрет выжимания. Редкий волосяной покров особо не задерживает влагу, и на такие участки тела запрет выжимания не распространяется.
Предостережения, направленные на то, чтобы не допустить выжимание
В субботу запрещено класть вещи в такое место, где они могут промокнуть, чтобы, забыв о запрете, человек непреднамеренно не совершил нарушение, выжав промокшую вещь. Так, например, запрещено накрыть в субботу салфеткой ведро или кувшин, наполненные до краев водой. На матерчатые изделия, которые люди обычно не спешат выжимать, этот запрет не распространяется. Поэтому разрешено положить тряпку на пролившуюся на стол или пол жидкость, чтобы в нее впиталась влага, т.к. в данном случае нет особого опасения, что тряпку выжмут, забыв о субботе. Этот запрет не распространяется и на те случаи, когда в ткань может впитаться совсем мало жидкости, как, например, в случае пользования полотенцем.
Промокшую одежду человек не обязан сразу же снимать. Он может оставаться в ней, пока не появится возможность сменить ее на сухую. Это верно даже в отношении промокших носков, несмотря на то, что при ходьбе из них выделяется влага. Нет запрета ходить по ковру или ковровому покрытию, в которые впиталась влага.
Если одежда промокла настолько, что ее можно выжать, после того, как ее сняли, одному человеку запрещено ее переносить, чтобы он случайно ее не выжал. Но вдвоем (или в большем составе людей) ее разрешено переносить в субботу, ибо мы полагаем, что один напомнит другому о запрете выжимания.
Вещи, впитавшие не воду, а какой-либо иной вид жидкости, разрешено переносить даже в одиночку, ибо в этом случае выжимание не настолько важно человеку (т.к. вещь после выжимания этой жидкости не станет намного чище), чтобы опасаться, что он ее выжмет, забыв о запрете.
Хотя выжимание вещей, изготовленных из синтетических волокон, тоже запрещено, но законы, принятые с целью предотвратить выжимание, на них не распространяются. Поэтому такие вещи не запрещено класть в места, где они могут промокнуть, а если они все же промокли, нет запрета их переносить даже в одиночку.
Одежду из натуральных тканей, которая во время наступления субботы была настолько влажной, что из нее можно было выжать воду, в субботу запрещено переносить и одевать без особой нужды даже после того, как она полностью высохнет.
Вывешивание влажной одежды
Запрещено в субботу вывешивать сушиться одежду, чтобы посторонние люди не решили, что ее постирали в субботу. Этот запрет распространяется не только на выстиранные вещи, но и на те, которые промокли от дождя, снега или пота. Вывесить сушиться одежду в субботу запрещено даже в таком месте, которое абсолютно скрыто от посторонних глаз.
Запрет вывешивать влажную одежду в субботу распространяется только на те случаи, когда для этого пользуются бельевыми веревками или другими специально предназначенными для сушки белья приспособлениями. Развешивать влажную одежду там, где ее обычно не сушат, разрешено.
Вывешенное до субботы белье может продолжать висеть в течение субботы, даже если речь идет о специально предназначенных для этого приспособлениях, расположенных в многолюдных местах. Белье, которое до субботы успело настолько высохнуть, что его уже невозможно выжать, разрешено при необходимости снять в субботу. В противном случае его запрещено перемещать в субботу, даже после того, как оно полностью высохнет, за исключением тех ситуаций, когда кроме этой одежды нечего одеть.
Складывание одежды
В субботу запрещено гладить одежду. Более того, если не будет выполнен ряд условий, ее запрещено даже сложить по складкам. Чтобы одежду было разрешено в субботу сложить по складкам, она должна быть белого цвета, ни разу не стиранная, складывать ее нужно обязательно в одиночку, без посторонней помощи, только на весу, только если ее планируют надеть в тот же день (в эту же субботу) и только когда нет возможности одеть другую.
Одежду разрешено складывать, если это делать не по прежним складкам. Те вещи, на которых нет заметных складок, например, вязаные изделия, одеяла, полотенца и т.п., разрешено складывать в субботу без ограничений. Разрешено в субботу повесить одежду на плечики, вешалку или спинку стула.
Библиография
Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.