Они не получили записку, в которой было бы написано: «Дорогие дети! Наступило время взрослеть».
Вот история еврейского народа, оставившего Египет:
«… и они достигли пустыни Шур. Три дня они шли по пустыне и не находили воды. А когда пришли в Мару, то не смогли пить там воду, ибо вода была горькой. Потому и назвали [это место] Мара. [Мара в переводе означает «горечь»]. И возроптал народ на Моше, говоря. «Что нам пить?» (Шмот 15:22-24).
Вам не кажется, что для скитающихся людей вполне разумно и естественно, после трёхдневного пути по пустыне, вопросить: «А что нам пить?»
Чтобы постичь этот урок, важно понять, что жалобы и ропот — это, своего рода, большая сделка. По правде говоря, никто и не думает, что израильский народ ропщет.
Тогда в чем вопрос? Вопрос в том, на что именно они жаловались? Если думаете, что они возмущались тем, что у них нет воды, вы выиграли приз!
Какой приз? За что? За то, что ошиблись.
Что может быть хуже: не иметь воды для питья, ибо та вода, которая у них была, не могла годиться для употребления?
Если вы считаете, что это справедливо в обоих случаях, то вот вам ещё один приз!Еврейский народ как-то выживал три дня без воды, но у них не было такой ситуации, чтобы вода оказалась непригодной для питья.
Отсутствие воды и вода, которую нельзя пить, — это разные вещи.
Проблема заключается вовсе не в произносимых словах, а в том, когда они это говорили.
До того, как достичь Мары, их вопрос был вполне естественным желанием и не выглядел как ропот.
«Почему у меня нет ещё одной конфеты?..»
«Почему я не могу придти домой чуть-чуть попозже?..»
«Почему я должен…»
Тот, у кого в семье есть подростки, понимают, что такие вопросы — это не просьба, а обвинение.
Они ропщут, говоря: «Ты идёшь против меня».
Почему еврейский народ допустил мысль, что Б-г оставил их?
Они даже не предполагали, что Б-г, выведший их из Египта, приведёт свой народ к горькому озеру. Наши дети думают так же: «Если бы вы меня по-настоящему любили, то не запрещали бы мне съесть всю упаковку мороженого, не заставляли бы меня ложиться рано спать и даже позволяли бы ковыряться в носу». Этот список можно продолжать бесконечно.
Почему дети думают так, а не иначе? Потому что вы всегда облегчали им жизнь, позволяли делать всё, что им захочется. С вашей точки зрения, вы по-прежнему продолжаете облегчать их жизнь. Единственная причина, по которой вы им что-то запрещаете или заставляете идти в школу, — это их здоровье, их благо. Но, по их мнению, всё теперь не так, как раньше. Они привыкли сравнивать любовь с весельем и безрассудной радостью, а сейчас вы пытаетесь добавить эти три зловещих слова в их жизнь: тебе будет хорошо.
Как услышать подростка, когда он говорит
Ропот и жалобы носят состязательный характер. Всё начинается с того, что «вы идёте против меня», «вы не на моей стороне».
Однако, быть «за» своего ребёнка, вовсе не значит позволять ему делать всё, что ему придёт в голову. Это, скорее, ловушка для родителей. Мы хотим, чтобы наши дети почувствовали, что мы на их стороне, и поэтому пытаемся им всячески угодить. Облегчая им жизнь, потакая во всём, мы идём против них.
Творец, что очевидно, находится на стороне еврейского народа. Но тогда возникает вопрос: зачем он привёл их к горькому озеру?
Далее повествование принимает такой оборот:
«И возопил он к Господу, и указал ему Господь дерево, и он бросил его в воду, и стала вода пресною. Там установил Он ему закон и правосудие, и там испытывал его» (Шмот 15:25).
Зачем усложнять жизнь? Не пришлось бы будоражить «нежные» чувства еврейского народа, будь вода там уже пресная (сладкая).
Основной жизненный принцип: Творец не пытается усложнить нашу жизнь (для этого у нас есть политики).
Горькая вода — это не самое худшее, что может произойти.
О чём бы мы ни думали, как бы мы ни поступали, всегда находится что-то, что вызывает большие проблемы, затруднения, и с ними мы сталкиваемся сейчас, на данном этапе жизни.
Если бы не горечь воды, то, иди знай, какую проблему «создал» бы для себя еврейский народ, находясь в самом сердце пустыни!
Если вы полагаете, что наилучшим решением для них был бы «сладкий оазис», то у нас для вас есть ещё один приз!
Если бы они пришли в такой благоуханный, располагающий к себе оазис, территория которого принадлежала бы местным аборигенам, не думаю, что их ждали бы там с распростёртыми объятиями.
Место, под названием Мара, была вакантным не потому, что в нём была горька вода, но ещё и потому, что его никто не защищал. Но Б-г устроил так, чтобы каждый знал и понимал, что ему там не место, кроме… тех, кого Он туда привёл. Вот почему это место называется «Горечь».
А сейчас, не приобретает ли это иной смысл? После трёхдневного скитания они добираются до свободного озера посреди пустыни, которое обладает неким секретным кодом, позволяющим превратить горькую воду в источник пригодного питья.
В общем, мы привыкли к любому благу, которое нам посылают, и в этом кроется наша величайшая слабость. Вспоминая о десяти казнях, евреи были готовы к тому, что Б-г, подобно доброму волшебнику, превратит одно в другое. Даже не спрашивая ни у кого.
«Б-г заботится о нас», — пели евреи, покидая Египет.
Так или иначе, они не получили записку, в которой было бы написано: «Дорогие дети! Наступило время взрослеть».
Правда, Б-г заботится о нас намного сильнее, чем мы того можем представить. Разве не таким ли образом вы заботитесь о своих детях?
Но сейчас пришло время принять на себя ответственность.
Если вам это знакомо, то добро пожаловать в мир родителей и воспитания. До недавнего времени всё было уготовано для ваших детей, но сейчас наступило время выпустить их в свободный полет, к которому они не привыкли.
Вот, что пытаются донести до нас наши подростки. Не то, что заключено в словах, а то, что читается между строк «Что нам пить?»
Это вовсе не означает, что вы должны приносить им завтрак в постель, навсегда обеспечивать ночлегом и подарить яхту ради их комфорта. Это значит, что вы должны услышать, что они говорят на самом деле, и показать им , что ни вы, ни жизнь — им ничем не обязаны — хочешь жить: умей вертеться. Направьте их на путь, на котором они смогли бы помочь себе сами обратить воду (свою жизнь) из горькой и непригодной в пригодную для питья. Тогда вы, поистине, будете на их стороне.