Что такое галут?
Слово “галут” означает изгнание. Уже 2000 лет еврейский народ вынужден находиться в галуте, будучи изгнанным с родины. Томясь в ожидании, мы жаждем того дня, когда наш галут и все страдания подойдут к концу и мы наконец сможем вернуться в Святую Землю благодаря приходу Машиаха, нашего Избавителя.
Почему мы в галуте?
Галут часто принято считать наказанием еврейского народа за его недостатки. Но это только часть истины. В «Завете между частями», заключенном между Богом и Авраамом, в процессе которого было впервые установлено, что еврейский народ появится как таковой, Всевышний сообщил Аврааму, что его потомки будут пришельцами на земле, которая им не принадлежит. То есть галут еврейскому народу был предначертан еще до появления самого народа.
Точно так же вроде бы общеизвестно, что эра Машиаха в первую очередь это возможность для Бога вознаградить преданных ему на протяжении тысячелетий галута евреев, которые боролись за веру и трудились во имя Всевышнего. И хотя, безусловно, это одна из причин Избавления, это не его конечная цель.
Второй стих книги Берешит говорит нам, что «земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водой». Мидраш поясняет этот стих: «Дух Всесильного — это дух Машиаха». Другими словами, Бог создал свет и тьму как физические свет и тьму, так и их метафорические аналоги — галут и Избавление. Фактически Всевышний предвидел время, когда свет победит тьму, еще до создания мира. И Он предвидел дух Машиаха.
Из слов Мидраша следует, что эпоха Машиаха для Бога была на самом деле главной мотивацией при создании мира: «Господь пожелал обрести обитель в своих низших царствах». Божественный источник нашего физического мира настолько тщательно скрыт от наших глаз, что мы чувствуем себя предельно независимыми существами; мы не ощущаем и не чувствуем присутствие Бога, у нас даже есть забавная противоречащая здравому смыслу способность отрицать наличие самого Божественного Источника нашего существования, от которого мы зависим в каждый момент жизни.
И Всевышний пожелал «обрести обитель» — то есть быть ощущаемым и признаваемым — в этом «низком» и враждебно настроенном мире.
Это желание будет окончательно реализовано с приходом Машиаха. И для достижения этой цели евреям нужно пройти галут как важный этап.
Как это понимать?
В чем смысл галута?
Каждое из божественных творений наполнено душой, особой духовной сущностью. Но эта суть скрыта. И вместо того, чтобы признать себя творениями Господа и видеть смысл своего существования лишь только в том, чтобы увеличивать Его славу, эти творения провозглашают — в устной или иной форме, — будто они независимые существа.
Наша задача сорвать эту завесу тайны, открыть ее. И это происходит каждый раз, когда мы проявляем себя в служении Господу. Такое поведение раскрывает конечную цель каждого конкретного творения. Когда мы используем стол, чтобы, сидя за ним, изучать Тору, и воск, чтобы делать из него субботние свечи, когда используем деньги для благотворительности и свои ноги, чтобы ходить в синагогу, все эти действия служат единственной цели — раскрытию божественной сущности каждого элемента нашего мира.
Это основная причина, по которой на протяжении долгих столетий наш народ был разбросан по четырем сторонам земли. Искры святости, заложенные в творение мира, были рассеяны по всему свету, поэтому понадобилось, чтобы евреи сказали благословение на стакан воды в Шанхае, прибили мезузу в Узбекистане и окунались в микву в Йоханнесбурге. Сегодня, учитывая глобализацию рынка, все стало еще проще: мы можем сидеть в Соединенных Штатах и пользоваться лампочками, изготовленными в Китае…
Это то, о чем говорит слово «избавление» — не какое-то радикальное изменение в творении, но именно раскрытие истинного «я» природы всего, происходящее, пока мы пребываем в галуте.
На данный момент эффект, создаваемый нами при влиянии на объекты, которыми мы пользуемся, скрыт. Но когда придет Машиах и наши глаза откроются, мы увидим плод тысячелетий нашего труда во всем великолепии.
Вот почему, как интересно подметить, еврейское слово «избавление» — «геула» составлено из тех же самых букв, что и слово «изгнание» — «гола», но отличается одной добавленной буквой «алеф», которая и превращает «изгнание» в «избавление». Числовое значение буквы «алеф» — это 1, что представляет собой Единого Создателя, которого мы «добавляем» – то есть раскрываем Его присутствие — в каждый компонент Творения, таким образом приводя эти объекты в состояние избавления. И когда собираем вместе все эти «проявления алеф» в каждом элементе Творения, мы приводим мир к Избавлению. Создаем мир, в котором раскрывается Всевышний.
Если посмотреть на более глубоком уровне, трагедия галута не ограничивается физическим изгнанием и не обязательно выражается в преследованиях и страданиях. Галут — это то время, когда присутствие Бога в нашей жизни скрыто, когда почти все хоть более-менее ощутимые следы наших с Ним взаимоотношений исчезают, как круги на воде. Зачастую мы не чувствуем и не видим Его любви к нам и совсем не чувствуем себя Его детьми. Мы можем изучать Его Тору и следовать Его заповедям — и нам говорят, что, делая это, мы связываем себя со Всевышним, но мы этого не чувствуем.
Вот почему даже тот еврей, который сегодня живет в Иерусалиме, произносит в своих молитвах: «Из-за наших грехов мы были изгнаны из нашей Страны». Ибо в наше время даже тот, кто физически находится в Стране Израиля, все еще пребывает в галуте.
В первые годы обретения нашей государственности Божественное присутствие действительно ощущалось. Всесильный часто и безо всякой тайны вмешивался в ход событий этого мира, а конкретно — в жизнь избранного им народа. Это побудило нас желать соединиться с Ним; любовь, которую мы ощущали, вызывала взаимное чувство с нашей стороны; именно Бог сам подпитывал наши отношения.
Эпоха Машиаха — это кульминация наших отношений с Богом, и для того, чтобы получить эту привилегию, мы должны доказать, что такие отношения для нас реальны, что они неотъемлемая часть того, что мы по сути есть, и настолько важны, что мы готовы неуклонно поддерживать эти отношения даже в отсутствие каких-либо явных ответных действий со стороны Всесильного. Даже если верность Богу очень дорого нам обходится.
Две тысячи лет духовной темноты не повлияли на нас плохо. Пройдя через все испытания, сквозь огонь и воду, мы доказали Богу нашу преданность и теперь она вне всяких сомнений. Мы прошли через все изгнания и извлекли из них пользу — и теперь пришло время для Избавления!