Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Изгнание евреев из Литвы в Шавуот 1915 года

Одно из самых спонтанных и массовых изгнаний евреев со времен Римской империи произошло чуть больше 100 лет назад, на фоне того, как Европа оказалась раздираемой войной.

Первая мировая война стала трагическим периодом для тогда еще цветущей еврейской общины Восточной Европы. Однако виной всему были не множественные военные потери…

В течение первой половины мая 1915 года, как раз когда должен был наступать праздник Шавуот, было проведено одно из крупнейших точечных изгнаний евреев со времен Римской империи. Более 200 000 евреев Литвы и Курляндии (совр. Латвия) без каких-либо предупреждений оказались вынуждены покинуть свои дома и погрузиться в хаос сопровождавших изгнание событий.

По мере наступления немецкой армии на Восточном фронте весной 1915 года войска Российской империи были вынуждены идти на попятную, что не могло не вызывать злость как у солдат, так и у их командования. К сожалению, как это нередко бывало и прежде, выместить накопившееся негативные чувства правительство решило на евреях, виня именно их в своих поражениях. Против них были выдвинуты сфальсифицированные обвинения в измене и шпионаже в пользу врага и, якобы с целью предотвратить контакты между еврейской общиной и немцами, было принято решение изгнать всех евреев, проживающих вблизи военного фронта.

Так сначала пришлось срочно искать новое место для жизни тем, кто находился на территории Польши. И даже те евреи, которым поначалу вроде удалось задержаться в родных местах, в итоге были вынуждены бежать куда глаза глядят, спасаясь от погромов.

К концу марта немецкие войска подошли к Литве, а русские тем временем продолжали отступление. В самом конце апреля в местечке Кужы (совр. Кужяй) местных евреев без каких-либо на то реальных оснований обвинили в том, что они укрывали в своих домах немецких разведчиков перед нападением вражеских войск на город.

Правда, по итогам расследования, проведенного вскоре депутатами Государственной Думы, были представлены доказательства абсурдности и ложности этих обвинений. Но слухи уже успели распространиться по России через газетные сообщения и стали еще одним предлогом для преследования еврейской общины в целом. Кроме того, официального опровержения нигде опубликовано не было.

С этого момента началось массовое изгнание евреев из Литвы.

Во время подготовки к приближающемуся тогда празднику Шавуот в различных поселениях стали появляться объявления, призывающие евреев, проживающих в районах, близких к фронту, покинуть свои дома в течение следующих двух дней. Многие получили подобные уведомления за 24 часа до обозначенного срока или даже меньше.

Получив приказ двигаться все дальше на восток, литовские евреи, история которых насчитывала сотни лет и находилась на пике процветания, поспешно покинули страну всего за несколько дней. В безжалостный указ были включены все, включая больных и немощных. Тех, кто не мог или не хотел подчиниться, ждала казнь.

Улица в еврейском квартале Вильно. Фотоархив Яд Вашем

В канун Шавуота, 18 мая, огромная община оказалась без крыши над головой, подстерегаемая неизвестными опасностями пути и в отчаянных поисках убежища. Посреди полей и лесов, лишенные хоть каких-либо адекватных условий для существования и всерьез опасаясь за свои жизни, евреи произносили праздничный Кидуш над вином и организовывали миньяны для молитв.

Общину Курляндии постигла та же участь, всего лишь через день или два после остальных.

Когда евреев выселяли из города Кейданы (совр. Кедайдяй), по словам одного очевидца, «люди прощались. В свою последнюю ночь в городе они спали на наскоро собранных узелках, пока залпы артиллерийского огня сотрясали стены их домов». Тридцать телег с мужчинами, женщинами и детьми были направлены в сторону города Гомель. Оттуда они будут вытеснены дальше на восток.1

Один еврейский военный врач стал свидетелем того, как сотни евреев Кейданы спешно собирают свои вещи. Не понимая, что происходит, и находясь в глубоком шоке от увиденного, он спросил людей, почему их так выселяют в срочном порядке. На что получил неудивительный для истории, но от того не менее горький ответ: «Потому что мы евреи…»

Со слезами на глазах мужчина воскликнул: «Я рискую ради них головой, а они изгоняют моих братьев!». Так было и со многими другими евреями Российской империи, которые доблестно служили в царской армии, в то время как их семьи подвергались преследованиям. 2

Историк Семён Маркович Дубнов представил многочисленные отчеты об этом массовом изгнании в выпуске российского еврейского журнала «Еврейская старина» за 1918 год. Благодаря ним можно примерно представить, с какой драмой столкнулись люди. В городе Поневеж (совр. Паневежис), по его словам, «было настоящее столпотворение. Предметы быта, наскоро сложенные в мешки, скатерти, корзины, сундуки — все было перемешано. Дети потеряли своих родителей, а те лихорадочно носились в их поисках; плач малышей, стоны больных, причитания, крики. Привели обитателей богадельни. Слепые старики с трясущимися руками, паралитики, старухи с котомками… Смертельно больных клали на куски жалкой ветоши у самой дороги». К тому моменту в Поневежской богадельне проживало 43 человека. Самому младшему из них было 67 лет, самому старшему — 97.3

Еврейские общины городов, куда прибывали беженцы, изо всех сил старались помочь людям: давали еду, жилье, а иногда и работу. Сотрудники специальной еврейской организации, учрежденной для помощи жертвам войны, ждали беженцев на вокзалах и в других общественных местах, чтобы предложить свою помощь. Увы, в ряде случаев члены общин, поддерживающих беженцев, через короткое время и сами к ним присоединялись, будучи изгнанными из родных мест тем же указом.

Немалой части евреев удалось добраться до Вильно (совр. Вильнюс), откуда дальнейшего изгнания не последовало.

Один раввин описал реакцию местной общины на прибытие людей: «Это был первый день Шавуота, и евреи Вильно пошли в синагогу, не зная, что первый поезд с беженцами уже прибыл. Несмотря на то, что это был Йом Тов, очень быстро организовали место встречи новоприбывших, каждая еврейская семья Вильно обязалась принести что-то съестное… В течение двух часов были собраны тысячи килограммов хлеба, сахара, сыра, яиц, сырого и вареного мяса и селедки».4

Как уже было упомянуто, вскоре массовое изгнание евреев прекратилось. Прозвучал приказ остановить принудительное выселение.

Из-за всего произошедшего за кратчайший срок пострадала не только местная экономика, но и имидж всей Российской империи. Появилось предложение в будущем изгонять евреев сразу не отовсюду, а только из одного определенного места за раз и в «исключительных случаях»5 — это, разумеется, не было связано с сочувствием к людям, а обуславливалось лишь желанием минимизировать потери экономике.

Долгосрочные реальные последствия этого изгнания в какой-то степени были даже более тяжелыми, чем от дела Бейлиса.

Еврейское захоронение возле Галицкого театра военных действий, 1915 г. (общественное достояние)

С ликвидацией еврейских общин приграничной зоны религиозная жизнь российского еврейства в целом пришла в заметный упадок. Количество религиозных институтов, которые являются жизненно важными для существования общин, — еврейских школ, микв, синагог и ешив — было ощутимо сокращено. Жизнь евреев в Российской империи, а в дальнейшем и на ее бывших территориях, уже никогда не возвращалась к былому расцвету в полном объеме.

С конца 18 века евреи за редкими исключениями были обязаны жить только на территории черты оседлости, однако в августе 1915 года вдруг был издан официальный указ, разрешающий евреям переселяться в Восточную Россию. Причем, нужно понимать, что цель этого состояла не в том, чтобы освободить евреев от незаслуженного ущемления прав, а в желании, чтобы те жили подальше от военного фронта и не могли стать пособниками врага…

В одной небольшой пустующей литовской синагоге в первый день Шавуота 1915 года еврейские беженцы собрались, чтобы помолиться. Согласно свидетельству очевидца, записанному в книге Мильхомо Штойб (“Пыль войны”), выдающийся раввин города Шавель (совр. Шауляй) Меир Атлас встал перед потрясенными и травмированными людьми и произнес: «Дети, это пройдет. Позади уже тысячи лет боли и страданий. На все воля Всевышнего. А теперь давайте скажем Галель (праздничная молитва, возносящая хвалу и благодарность Богу)».6

Пусть же будет благословенна память о праведниках, претерпевших столько страданий в Шавуот 1915 года.


Сноски

  1. Песах Хитим, (аноним), Кейданы, Сефер Зикарон, Оцаат Иргун Йоцей Кейдан бе-Исраэль, Тель-Авив, 1977, стр. 129
  2. Там же, стр. 130
  3. Семен Маркович Дубров, Черная книга российского еврейства, Еврейская старина, 1918, стр. 240
  4. Сефер Зикарон Кейдан, стр. 130
  5. Семен Маркович Дубров, Черная книга российского еврейства, стр. 246.
  6. Шимон-Зев Эйзенберг, Мильхомо Штойб, Воспоминания еврейских беженцев, 1915-1917, издательство Клерксдорф, ЮАР, 1922, стр. 91

Источник: https://aish.com/the-mass-expulsion-of-jews-from-lithuania-during-shavuot-1915/

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому