Продолжение. Первую часть читай здесь.
Религиозная система
Иудаизм, естественно, подходит к этой проблеме со своей, религиозной, точки зрения. В самых старых источниках (Мишна — устная доктрина, записанная ок. 200 г., и Талмуд – ок. 500 г. н.э.) люди с умственными недостатками признавались невменяемыми с точки зрения гражданского права, а в религиозном смысле они были освобождены от всех заповедей и запретов Торы.
Иудаизм — религия, которая фокусируется на добрых делах здесь и сейчас. Ему чужда систематическая теология, то есть организация обучения по категориальным системам. И вы напрасно будете искать ответ на вопрос, создан ли душевнобольной ребенок по образу и подобию Бога. Кроме всего прочего, сам образ мышления, заставляющий так ставить вопрос, свидетельствует о высокомерии или в лучшем случае об эгоцентрическом мышлении, какое бывает у здоровых людей. Без всякого сомнения, больные с умственными проблемами тоже имеют место в планах Бога, сотворившего этот мир.
Другая перспектива
Раввин Лейб Гурвиц, известный современный талмудист с севера Англии, показывает нам, что на людей с синдромом Дауна можно смотреть совсем под другим углом зрения. Мы склонны относиться к ним с сочувствием. А рав Гурвиц разъясняет, что именно у этих людей весьма — насколько это возможно — развитая нешама (душа), которую вновь послана на Землю для того, чтобы довести неисполненные задачи из предыдущей жизни до полного завершения (многим течениям иудаизма знакома реинкарнация — повторное воплощение души после смерти тела; переселение душ, перерождение).
Душа помещается в ослабленное тело, следовательно, она будет освобождена от заповедей и запретов Торы и при этом она должна беспокоиться только о задачах, стоящих непосредственно перед ней. Такая личность, говорит рав Гурвиц, в высшей степени чувствительна и дает нам возможность обращаться с ней с большей любовью и участием, максимально поддерживая ее развитие.
Ничто в творении Бога не может быть случайным или излишним. Одна из целей человеческого существования может заключаться в том, что человек как партнер сотрудничает с Богом в том, чтобы совершенствовать творение.
Из-за своей болезни душевнобольной зависит от заботы со стороны окружающих его людей (бескорыстной любви), и дарить ему любовь — это то, что возводит один из столпов мира!
В зависимости от того, насколько эта любовь выражена, мы можем судить о том, на каком моральном уровне находится общество. Несмотря на свою инвалидность, человек неотделим от общества, он вовлечен в союз и может рассчитывать на максимальное участие и внимание.