«И услышал Моше, и упал на лицо свое» (Корах, 16:4).
На лесной поляне лежал лев, царь зверей, а в животе у него урчало от голода. Он торжественно поклялся всем зверям, когда его короновали, что не пойдет по стопам предков и не растерзает ни одно животное, если оно не провинится. Но все звери вели себя порядочно, и лев не знал, как утолить голод…
Лев боялся, что ему останется лишь умереть, но тут ему на ум пришла одна идея. Он засел в кустах и стал ждать животное, которое появится первым. Вскоре показался бык, и лев выскочил ему навстречу. «Хочу посоветоваться с тобой по важному вопросу, – лев серьезно задумался, – вот уже несколько дней я ничего не ел и волнуюсь, нет ли у меня изо рта плохого запаха. Наклони-ка свой нос и скажи, какой ты чувствуешь запах…»
Бык испугался, но не смог возразить царю зверей. Он решил сказать правду: «Прошу прощения, господин лев, – запнулся он в смущении, – но запах и вправду плохой».
Морда льва исказилась от гнева: «Наглец! Как не стыдно тебе так говорить с царем?! Ты восстал против моего царства и заслуживаешь смерти!» Лев набросился на него и оставил лишь кости.
В следующий раз, когда голод снова дал о себе знать, лев опять засел в кустах. На этот раз мимо проходила зебра. «
Скажи мне, любезная зебра, – начал лев, – не идет ли у меня изо рта дурной запах?»
Об участи быка уже стало известно в лесу, и зебра решила поступить мудрее: «О нет, господин лев, никакого плохого запаха! Напротив, запах от Вас идет, словно аромат роз».
В глазах льва засверкали гневные искры, и он набросился на зебру: «Лгунья! Как смеешь ты обманывать царя?!» В одну минуту зебра превратилась во вкусный обед.
Больше лев уже не беспокоился, теперь он знал, что ему делать.
В следующий раз мимо проходила лисица. «О, дорогая лиса! – встретил ее лев с теплотой и любовью, – говорят, ты умнейшая среди зверей, и я должен посоветоваться с тобой. Скажи, какой запах идет у меня изо рта?»
Лисица знала, какова была участь быка и зебры. Она знала, что какой бы ответ она не дала, лев найдет повод растерзать ее. Подошла лиса к пасти льва, нюхала-нюхала и объявила: «Господин лев, хотела бы я ответить тебе, но вот беда – вчера в лесу прошел дождь, и я простудилась. Нос у меня заложен, и я не чувствую никакого запаха».
Во время всего спора с Корахом оставался один человек, который хранил молчание. Это был ни кто иной, как Аарон, на должность которого Корах как раз и претендовал, когда сказал Моше: «Если себе ты взял царство, не следовало отдавать брату жречество» (Раши, 16:3).
Вокруг него идет битва, а он никак не реагирует: ни жалобы, ни протеста… ничего!
Рамбан обратил внимание на это молчание, в том месте где Тора говорит «И упал на лицо свое», а не на «лица свои»: «Аарон в своей святости ничего не отвечал в споре, он молчал и словно признавал, что величие Кораха выше, чем его, но сам он поступит по слову Моше и исполнит приказ царя». Стремясь к миру со всеми, Аарон знал, что любая его реакция лишь ослабит шансы на мирный исход, поэтому он продолжал молчать.
Его поведение учит нас, что, когда разгорается огонь конфликта и ты не можешь прекратить его, просто уйди! В такие моменты лучше вести себя, как та умная лисица – быть простуженным и не совать свой нос, молчать и не выражать своего мнения.
«В том, чего я не говорил, – замечал рав Авраам Хисдай, – я никогда не раскаивался».