Персия — нынешний Иран, наши дни — это времена Ѓамана, неустанно рыщущего, как нас уничтожить
Исторические параллели и ретроспективный взгляд на историю Пурима невероятно обостряют наше сегодняшнее видение мира и места еврейского государства среди других народов Земли.
Древняя Персия времён Танаха — это современный Иран.
Прошло более двух тысяч лет с тех пор, как взяла своё начало история Пурима, и была чудом отменена попытка уничтожения еврейского народа.
У Ѓамана существовал хитросплетённый замысел. Его программа называлась дословно «Смерть евреям». Мы празднуем Пурим в честь падения злодея и ненавистника еврейского народа. Но история злодейских попыток его новых последователей на этом не прекратилась. Ѓамана-человека повесили, но его дело живет и возрождается с невообразимой настойчивостью и бесстыдством.
В Иране, родной стране Ѓамана, мы встречаемся с лозунгом «Смерть евреям», принявшим форму видео СМИ, транслируемых по государственным телеканалам. В своём чудовищном пропагандистском ролике они показывают запуск нескольких баллистических ракет. Сообщают, что ракеты нацелены атаковать Израиль. На боеголовках террористы пишут на иврите, чтобы намеченная ими жертва правильно и без перевода понимала намерения злодейского государства Иран и его конечную цель: «Израиль — должен быть стёрт с лица земли».
Время для устрашающей угрозы было выбрано не случайно. Бывший вице-президент Соединённых Штатов Джо Байден в это время находился в Израиле с визитом. Баллистические испытания, по заявлению бригадного генерала иранского космического подразделения Амира Али Хадж-Заде, должны были способствовать тому, чтобы «держать Израиль в непрерывном страхе».
Политические комментаторы увидели в действиях генерала Амира Али Хадж-Заде более глубокий смысл и послание.
Июльский Договор (2015 г), заключенный с Ираном, в перспективе устранял все санкции против государства Иран, спонсора международного терроризма, и придавал действиям иранского правительства полную международную легитимацию; согласно подписанному договору, Иран сможет и далее обогащать уран до уровня 3,67%, в его распоряжении останутся более 5 тысяч центрифуг (сегодня по разным оценкам в Иране действуют свыше 16 тысяч), и власти страны допустят международных инспекторов на ядерные объекты. После этого начнется процесс снятия международных санкций и размораживания более 100 миллиардов долларов, находящихся на счетах в западных банках.
Обратим внимание на следующее: получив зеленый свет, руководство Ирана дало понять, что указанное соглашение 2015 года ни в коем случае не умаляет приверженность Ирана к полному уничтожению его соседа Израиля, при этом Иран вовсе не опасается каких-либо репрессий со стороны США или других государств или возобновления санкций против него.
Реакция Джо Байдена на это соглашение была следующая: он не сказал ни слова и даже не взглянул на президента Америки.
Незаконные баллистические ракеты с очевидными Ѓаманоподобными угрозами геноцида, были проигнорированы. Иранские лидеры обрели уверенность в наступательных действиях. Заручившись наличными деньгами от отмены санкций, Иран гордо заявил о своей щедрой «благотворительной» программе. Вот ее конкретные установки: мировой спонсор и рассадник терроризма, Иран теперь выплачивает призовую «зарплату», эквивалентную 7 тысячам долларов США, «каждой семье мученика интифады (движение, стремящееся уничтожить государство Израиль) в Иерусалиме. Более того, Тегеран заплатит 30 тысяч долларов семье любого террориста, чьи дома снесут израильские бульдозеры: такие предупреждения – об уничтожении домов террористов – были выдвинуты еврейским государством в качестве предупреждающих мер для ограничения действий бандобразования на территории ООП и, в целом, атак террористов.
Прошёл год, с тех пор как Обама под величественные звуки фанфар заключил сделку с Ираном. Однако израильские лидеры отнюдь не пожелали (в том числе, премьер-министр Государства Израиля Нетаньяѓу), видеть эту сделку в оптимистическом свете. Выступая по Национальному радио, Премьер-министр Б.Нетаньяѓу, сообщил, что последствия переговоров о ядерной сделке привели к тому, что «Иран начинает смягчать различные формулировки решений, которые могут быть оскорбительны для его соседей (например, Саудовской Аравии). Однако по отношению к Израилю яростная оппозиция Ирана не изменилась и отличается только формой риторики».
Вам вселяют надежду баллистические ракеты с ясным посланием Израилю о его уничтожении?
Мы продолжаем отмечать Пурим, потому что его главный посыл по-прежнему актуален, а его выводы нельзя забывать. Ищущие уничтожения еврейского народа — это реальный прообраз сегодняшнего Зла. О нем нельзя молчать. И слова современных амалеков нужно воспринимать всерьёз. Их цели следует пресекать всем миром. Ѓаман и его потомки должны быть поражены и уничтожены.
Как нам нужно отмечать Пурим в атмосфере господства дышащего угрозой и ненавистью Ирана — государства, исполненного кажущейся чрезмерной силы, богатства и власти?
Возможно, самые важные слова в Мегилат Эстер, следующие — вэ-наѓафох ѓу — «и обернулось» (Эстер 9:1).
1 וּבִשְׁנֵים עָשָׂר חֹדֶשׁ הוּא־חֹדֶשׁ אֲדָר, בִּשְׁלוֹשָׁה עָשָׂר יוֹם בּוֹ, אֲשֶׁר הִגִּיעַ דְּבַר־הַמֶּלֶךְ וְדָתוֹ לְהֵעָשׂוֹת; בַּיּוֹם, אֲשֶׁר שִׂבְּרוּ אֹיְבֵי הַיְּהוּדִים לִשְׁלוֹט בָּהֶם, וְנַהֲפוֹךְ הוּא, אֲשֶׁר יִשְׁלְטוּ הַיְּהוּדִים הֵמָּה בְּשֹׂנְאֵיהֶם׃
В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, в день, когда враги Йеудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами Йеудеи одолели недругов своих… То есть слова וְנַהֲפוֹךְ הוּא могут иметь значение «перевернулось«: те, кого должны были уничтожить, cами обрели власть уничтожать своих врагов и мучителей.
Трагедия обратилась вспять в самый последний момент, все губительные планы Ѓамана, направленные на уничтожение евреев, обернулись спасением еврейского народа. Но нам нужно помнить, что прошло немало времени от первоначального указа до окончательной резолюции, от страха до Б-жественного вмешательства.
Нет никаких сомнений в том, что мы вновь переживаем историю Пурима. Древняя Персия — это современный Иран, планы Ѓамана, рыщущего, подобно дикому и опасному зверю, как уничтожить евреев, — это наши дни.
Необходимо подчеркнуть, что мы находимся отнюдь не в конце этой истории. Мы — в эпицентре опасности. Наше прошлое — это наше успокоение. Пурим обращает зло наших врагов против них самих.
«И обернулось!». И произошел переворот, и отменились планы наших врагов. Так было и во времена наших предков, так будет и с нами. Будем радоваться, пить и веселиться в Пурим. Ле Хаим!