«Человек, если умрет в шатре».
Бемидбар (19:14)
Давайте, выучим отрывок из святой книги «Ор а-хаим», отрывок важный и основательный, который нескоро забудется. Почему? Так как мы будем учить его из поучительного рассказа, а рассказы обычно запоминаются…
Это случилось около ста пятидесяти лет назад.
Рав польского города Радум, гаон раби Иеошуа Ландой, благословенна память праведника, внук автора книги «Нода бэ-Иеуда», получил распоряжение явиться во дворец варшавского правителя. Рав испугался, поскольку знал, кто будет перед ним. Русские захватили Польшу, и «просветители» установили с ними «связь злодеев». Чтобы воевать вместе против евреев и их веры. Кто знает, какой новый донос они придумали, в чем их злой умысел.
Когда наступило назначенное время, попрощался рав со своей семьей и поехал в Варшаву. Взял он с собой сумку с талитом и тфилин – и погребальное облачение. Кто знает, может быть сплели против него навет. Может быть, он будет изгнан в Сибирь, может быть, будет казнен. Когда он прибыл во дворец правителя, его привели в приемную. К своему изумлению, он увидел там двух важных равов Польши. Они так же были приглашены на встречу, и тоже не знали, по какому поводу. В напряжении и страхе стал он расхаживать по приемной туда- сюда. Вдруг он заметил книгу, лежащую на этажерке. В нем пробудилось любопытство. Он взял ее и увидел, что это «Пятикнижие» с комментариями святого автора книги «Ор а-хаим». Какая связь между «Пятикнижием» и дворцом правителя? Открыл он книгу и увидел, что уголок одного листа загнут для заметки. Он бросил взгляд и все понял. Обратился он к своим друзьям, равам и попросил, чтобы они дали ему вести беседу с правителем и не вмешивались в нее. Даже если его слова возмутят их, и покажутся им странными. Удивились равы его просьбе, но обрадовались, что ответственность снята с их плеч.
Дверь открылась, и правитель вошел в комнату. Группа «просветителей» сопровождала его. Среди них был вероотступник Иехезкель, который сменил свое имя на Станислав Казимир. Этот мерзкий вероотступник уже обрушил указ сожжения «Шульхан арух» можно возвращать только в случае исполнения заповеди освящения Имени Небес. Что замыслил он сейчас? Лица «просветителей» выражали воодушевление. Победный взгляд. Правитель сразу начал с интересующего его вопроса: «Вы, евреи, учите «Пятикнижие» с разными комментариями, верно?»
Два рава обратили свой взгляд на рава из Радума, который сказал: «Действительно, это так. Комментарии Раши и Рамбана, Ибн Эзра и Сфорно. Кли якар и святого «Ор а-хаим», и другие».
Глаза «просветителей» засверкали злодейством.
Спросил правитель: «Их слова святы в ваших глазах, и вы полагаетесь на них, так?»
Рав из Радума ответил: «Да, святы. Но приняты только в вопросах, касающихся алахи, и это не подлежит обсуждению. Однако в вопросах толкования и идей, каждому еврею дано право обсуждать и высказывать свои идеи, и нельзя сказать, что эти идеи обязывают нас к чему-то…»
Так он сказал, и «просветители» разозлились и заскрипели зубами. Один из них подбежал к этажерке, схватил «Пятикнижие», открыл его и со злостью прочитал: «Как… как ты объяснишь то, что написано здесь…»
Но правитель сказал ему: «Разве ты не слышал, что сказал рав, это только идея, и не более того». А равам он сказал: «Извините за беспокойство, и меня они напрасно обеспокоили». «Просветители» стояли опозоренные, а равы вышли из комнаты.
Когда они остались одни, спросили они рава из Радума: «Что произошло?»
Ответил он: «Случилось чудо. Проклятые «просветители», замышляющие зло против всего святого и дорогого нам, хотели чтобы вышел указ о сожжении всех комментариев на «Пятикнижие». Они сказали правителю о комментарии святого «Ор а-хаим» вначале главы «Хукат», почему еврей, оскверняется после смерти в шатре, а неевреей не оскверняется (Трактат Йевамот, 61). И дальше он говорит: пример с двумя сосудами, в одном из которых мед, а в другом – мусор. Когда его опорожняют, собираются мухи и насекомые к бочке с медом… Так и с умершим евреем — поскольку он наполнен святостью сладкой и приятной, когда выходит его душа, собираются на его теле все клипот (силы нечистоты, питающиеся остатками его святости), но когда умирает нееврей, то он не притягивает к себе силы нечистоты…»
«Просветители» хотели поймать равов в ловушку. Заставить их сказать, что эти слова обязывают прочитывать этот отрывок, как направленный против неевреев, и таким образом навлечь на них указ о сожжении всех книг. Но, с Б-жьей помощью, они оставили помеченное «Пятикнижие на этажерке, и рав предварил лечение болезни…