Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Как два с половиной колена сынов Израиля оказались за Иорданом

Краткая история

Когда народ Израиля готовился наконец войти в Землю Обетованную, два колена выразили желание отказаться от нее. Имея значительно большее количество скота, чем их собратья, потомки Гада и Реувена решили осесть за пределами Израиля.

«Земля… земля эта пригодна для скота, а у рабов твоих скот», — сказали они Моше Рабейну.1

Расстроившись из-за такой просьбы, Моше объяснил им, что их нежелание войти в Святую Землю люди могут истолковать как страх перед проживающими там кнанеями. И это напугало бы весь остальной народ, как уже и происходило 40 лет назад из-за рассказа разведчиков.

Чтобы развеять опасения своего лидера, представители колен Гада и Реувена пообещали сражаться на передовой, пока не завершится завоевание Святой Земли. И лишь тогда, когда она перейдет в руки евреев, они вернуться на выбранные территории и тогда их заселят.

В конце концов, Моше все же согласился с просьбой сынов Реувена и Гада, а также половиной колена Менаше, и отдал им землю к востоку от Иордана на том условии, что они пойдут сражаться впереди войск других колен.

Вопрос

В предпоследний год своего пребывания в пустыне народ Израиля оказался на той территории, где в наше время находится Иордания.2 На тот момент евреи уже победили царей Сихона и Ога, пережили историю с Биламом и Балаком и отомстили мидьянитянам за их подлые ухищрения. И теперь, наконец, после четырех десятилетий странствий по пустыне, они вновь готовились войти в Святую Землю, на этот раз уже всерьез.

Согласно прямому тексту Торы, у представителей колена Реувена и Гада было больше скота, чем у остального народа. Некоторые комментаторы объясняют это тем, что они были очень хорошими воинами и потому собрали больше военных трофеев.3

Другие утверждают, что сыны Реувена и Гада испытывали особую любовь к ману и потому меньше ели мясо, из-за чего их скот оставался цел.4

Земля эмореев от потока Арнон5 до горы Хермон была гористой плодородной местностью. После того, как евреи завоевали эту территорию, колена Реувена и Гада поняли, что ее обширные пастбища для них предпочтительнее, чем города засушливого Израиля.

Поэтому они подошли к Моше, старейшинам и Элазару-коэну с двумя просьбами: «Пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение», и «Не переводи нас через Иордан».6

На самом деле, сыны Гада и Реувена не считали необходимым переходить Иордан и сражаться вместе со своими братьями за Израиль и вот почему. Победы евреев над врагами не были результатом естественного процесса. Например, совершенно очевидно, что в случае войны с эмореями именно Бог принес им победу. Чего бы они достигли без Его помощи? И они думали так: в чем смысл сейчас воевать всем коленам вместе, если численное превосходство и на этот раз не сыграет никакой роли в победе?7

Упрек Моше

Моше был недоволен их просьбой. Конечно, он не собирался спорить с тем, что участие Бога было неотъемлемой частью каждой их военной победы, однако он утверждал, что вступать в войну по-прежнему необходимо, и было бы несправедливо, если бы колена Гада и Реувена остались на другом берегу реки в то время, когда их братья станут переходить через Иордан, облачась в свои доспехи, стройными рядами, готовые сразиться с кнанеями.8

«Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?!» — возмутился Моше в ответ на их просьбу.9

Затем он добавил и другой упрек: «Зачем склоняете вы сердце сынов Израиля не переходить в страну, которую дал им Бог?»10

Моше понимал, что колена Гада и Реувена руководствуются благими намерениями, но беспокоился о других евреях, которые, как уже было сказано, могли посчитать, что выбор тех объясняется страхом.11

Моше отчитал их за то, что по сути они пренебрегали опытом прошлых лет.

«Так поступили отцы ваши, когда я послал их из Кадеш Барнеа высмотреть страну»12 — сказал он, сравнивая их с разведчиками, которые за 40 лет до этого своими негативными свидетельствами об Израиле уже отпугнули еврейский народ от того, чтобы он исполнил повеления Всевышнего.13

Комментаторы14 поясняют, что представители колен Гада и Реувена, конечно же, были более верны Творцу, чем разведчики, которые сказали (согласно Талмуду): «Народы Кнаана сильнее Бога».15 Тем не менее, сама их просьба остаться на восточном берегу Иордана свидетельствовала о предпочтении другой территории,16 что все же звучало как негативное отношение к Земле Обетованной.17

Ответ Гада и Реувена

Потомки Гада и Реувена приняли упрек Моше. Более того, поскольку колено Гада славилось своей физической доблестью, они согласились сражаться на передовой,18 и колено Реувена обещало присоединиться к ним в этом бою.19

А пока что оба колена объявили о своем намерении построить загоны для своих овец и города для своих детей на избранной территории. А как только их домашний скот и семьи будут расселены, они вступят в сражение вместе со своими братьями и будут биться до тех пор, пока завоевание Святой Земли не будет завершено и все евреи смогут уже там обосноваться.20

Мидраш21 отмечает необычный момент в речи Реувена и Гада: они упомянули свой скот прежде, чем сказать о детях. Думается, это указывает на то, что они больше заботились о своем физическом имуществе, чем о семьях.

В трогательном комментарии Мидраш напоминает своим читателям, что весь успех нашей жизни исходит исключительно от Всевышнего и что никакое богатство не бывает постоянным.

«Вот почему принадлежащие нам вещи называются нехасим — они словно закрываются (нихсим) от одного и открываются другому. Кроме того, почему зузим — это название [обычных монет]? Потому что они переходят (зазим) от одного к другому. [Деньги называются] деньгами (мамон), потому что то, что вы пересчитываете (ма [ше-ата] моне), не имеет значения. [Монеты же называются] монетами (ма’от), потому что они [и их наличие] — лишь временное (ме-эт) явление».

Соглашение

Когда опасения Моше были развеяны, он согласился позволить коленам Реувена и Гада жить за пределами Израиля.

«Если вы сделаете это, если выступите пред Богом на войну, и перейдет каждый из вас Иордан… и покорена будет страна пред Богом, а затем возвратитесь, то будете чисты перед Богом и перед Израилем, и достанется вам эта страна во владение пред Богом».22

Согласно некоторым объяснениям, слова, которые употребил Моше в этом случае, можно рассматривать как руководство для ведения войны правильным образом.

Он знал, что у Гада и Реувена были свои скрытые мотивы для того, чтобы выиграть сражение. Они воевали бок о бок с остальным народом только потому, что знали — это необходимое условие, чтобы получить желанные для них земли. Но сынам Израиля не подобает воевать таким образом. Моше наставлял их «выйти на войну пред Богом», то есть в ходе войны руководствоваться намерением освятить имя Бога.23

Только в таком случае война может быть честной, справедливой и оправданной, когда главной целью считается мир.24

Кроме того, Моше, изменив порядок их просьб, таким образом подверг их обращение завуалированной критике.

«Стройте себе города для малых детей ваших и загоны для мелкого скота вашего», — призвал он.25

Приоритетом человека должна быть семья, а не имущество, деньги или карьера.

Согласно Мидрашу,26 позже колена Гада и Реувена все же были наказаны за то, что предпочитали имущество своим детям, а диаспору — Израилю.

Когда Санхерив, царь Ассирии, отправил десять колен в изгнание, он захватил тех, кто проживал за пределами Израиля, на 10 лет раньше живших внутри страны.27

Финальное решение

Реувен и Гад согласились с положениями Моше и приняли его критику, пообещав, что «малые дети наши, жены наши, стада наши и весь скот наш будут там, в городах Гильада» и «рабы твои выйдут вооруженными пред Богом на войну».28

Моше был полностью удовлетворен. Тогда он повернулся к Йеошуа бин Нуну и старейшинам и сформулировал то, что позже будет записано как соглашение с коленами Гада и Реувена.

Как сказал рабби Меир, любые условия, отличающиеся от условий потомков Гада и Реувена, не могли иметь юридической силы. Ибо написано: «И сказал им Моше: если перейдут сыны Гада и сыны Реувена с вами через Иордан… и покорена будет страна перед вами, то отдайте им землю Гильад во владение»29 и «Если же не перейдут они… то получат они владение среди вас в стране Кнаан».30

Таким образом, должны были быть прописаны обе стороны условия: если бы оно было выполнено, то произошло бы то-то и то-то, а если нет, то то-то и то-то.31

Половина колена Менаше

Как мы видим, до этого момента в переговорах и заключении соглашения с Моше участвовали представители только двух колен. Однако неожиданно в Торе появляется третье лицо. «И дал Моше им, сынам Гада, и сынам Реувена, и половине колена Менаше, сына Йосефа, царство Сихона, царя эмореев, и царство Ога, царя Башана, страну с городами ее и окрестностями…».32

Наши мудрецы предлагают несколько объяснений внезапного включения в ход дела колена Менаше.

По мнению Авраама ибн Эзры, они были участниками переговоров все это время, однако Тора предпочитала не упоминать их до конца, потому что они не были полным коленом.33

Нахманид объясняет, что Моше обратил внимание на множество дополнительных земель на восточном берегу Иордана и предложил их любому желающему колену. Некоторые из семейств Менаше вышли вперед — возможно потому, что они тоже были пастухами.34

По мнению Любавического Ребе,35 Моше хотел спровоцировать процесс расширения границ Израиля.

Тора36 сообщает нам, что с наступлением Окончательного Избавления Всевышний подарит еврейскому народу земли эдомитян, амонитян и моавитян, которые ранее были запрещены для завоевания.37

Моше должен был привлечь внимание к чрезвычайно важным для еврейского народа вещам.38 По этой причине расширение территорий, связанное с временами Избавления, должно было быть инициировано именно им. И он отдал землю за пределами Израиля в том числе половине колена Менаше.

Но почему Менаше?

Согласно нашей традиции, у этого колена были особые отношения с Землей Израиля. Дочери Цлофхада, которые потребовали от Моше наделить их правом владения участком на Святой Земле, принадлежавшим прежде их отцу, были из колена Менаше.39

Йосеф, отец Менаше, также продемонстрировал свою любовь к Святой Земле, попросив похоронить там его кости.40 Таким образом, Моше дал им землю, с которой начнется экспансия Израиля.

В определенном смысле даже само имя Менаше отражает желание Йосефа вернуться в дом своего отца,41 и это символизирует веру еврейского народа в Избавление. Потому Моше дал именно половине колена Менаше такой участок земли, которому предстоит послужить катализатором приближения Конца дней.

Последствия

Прежде чем Йеошуа бин Нун, ставший преемником Моше, перевел евреев через Иордан, он напомнил сынам Гада, Реувена и Менаше о данном ими обещании.42 И, верные своему слову воины из этих колен, когда началась война, сражались со всем остальным народом, причем на передовой. И даже после этого они задержались в Земле Израиля еще на семь лет, пока территория не была поделена окончательно.43

Мидраш44 повествует, что, когда потомки Гада и Реувена вошли в Израиль, они выразили сожаление, что раньше приняли решение жить за его пределами.

«Даже небольшая часть Земли Обетованной была бы для нас дороже, чем вдвое больший участок, но расположенный на восточном берегу Иордана!» — плакали они.

Гад и Реувен

Пастушество так или иначе предусматривает социальную изоляцию. В течение еврейской истории многие в поисках духовности отвергали промышленные и сельскохозяйственные занятия, опасаясь, что это приведет их к духовной деградации.45 Точно так же колена Гада и Реувена хотели оставаться пастухами, потому что при этом они могли бы продолжать движение к духовному росту, не отвлекаясь на грубую физическую работу.

Хотя ту же причину приводят как мотивацию разведчиков, которые хотели, чтобы весь народ оставался жить за пределами Израиля и таким образом не погряз в будничной суете, сыны Гада и Реувена хотели быть единственными, сделавшими подобный выбор. И Моше согласился с их просьбой. В конце концов, в общине должен быть кто-то, кто исключительно предан стремлению к Божественному.

И все же истинная цель жизни состоит в том, чтобы заниматься физическим миром и преобразовывать его. Так, несмотря на разрешение Моше остаться по ту сторону Иордана, потомки Гада и Реувена, как было упомянуто, в конечном итоге были наказаны за свое решение, когда Санхерив изгонял десять колен.46

Сноски

  1. Бемидбар, 32:4.
  2. Некоторое время эта местность называлась Трансиорданией из-за того, что расположена на противоположной стороне Иордана от Израиля.
  3. Рабби Хаим Ибн Аттар, Ор а-Хаим, Бемидбар, 32:1.
  4. Рабби Йонатан Айбешиц, Тиферет ЙонатаннаБемидбар, тот же стих.
  5. В наши дни заповедник Вади-аль-Муджиб (Брюс Рутледж, «Моав в железном веке: гегемония, политика, археология»).
  6. Бемидбар, 32:5, и рабби Лейбуш Виссер, Мальбим, тот же стих.
  7. Рабби Моше Альших, Бемидбар, 32:1; Рабби Хаим Ибн Аттар, Ор а-Хаим на Бемидбар, тот же стих. Другие (Рамбан, Абарбанель) объясняют, что они и не намеревались избегать военного призыва, и Моше просто неправильно их понял.
  8. Рабби Хаим Ибн Аттар, Ор а-Хаим, Бемидбар, 32:6. Обратите внимание, что, как пишет Ор а-Хаим, Моше не говорит: «Братья ваши будут сражаться (йильхаму), а вы будете сидеть здесь». Он говорит: «Братья ваши пойдут на войну (явоу ла-мильхама), а вы будете сидеть здесь».
  9. Бемидбар, 32:6.
  10. Бемидбар, 32:7.
  11. Раши, Бемидбар, 32:7; Рабби Хаим Ибн Аттар, Ор а-Хаим, Бемидбар, 32:7.
  12. Бемидбар, 32:8.
  13. Бемидбар, 32:7–15.
  14. Рабби Менахем Мендл Шнеерсон, Ликутей Сихот, т. 8, стр. 188.
  15. Сота, 35а; Раши, Бемидбар, 13:31
  16. Рабби Авраам Саба, Црор Хамор, Бемидбар, 32:4.
  17. В своих описаниях злодеяний разведчиков Моше упоминает произвольный ориентир (Бемидбар, 32:9): «Они дошли до долины Эшколь, и осмотрели страну, и склонили сердце сынов Израиля не идти в страну, которую дал им Бог». Долина была названа Эшколь (гроздь), потому что (Бемидбар, 13:24) «[разведчики] срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем». Этот их поступок использовался, чтобы унизить Землю Израиля (Раши, Бемидбар, 13:23): «Как плоды этой страны аномальны, так и населяющие ее люди». Вместо того, чтобы превознести чудесную силу роста, которой Святая Земля наделяет растущие в ней плоды, разведчики избрали максимально негативную интерпретацию этого чуда. Таким образом, упоминая долину Эшколь, Моше намекнул на то, что разведчики очернили Израиль. Ликутей Сихот, там же.
  18. Раши, Бемидбар, 32:17 (О них Моше говорит [Дварим, 33:20]: «Благословен Гад, расширяющий пределы свои, как лев, покоится они рвет мышцу и темя». Колено Гада было чрезвычайно эффективным в том, что касалось уничтожения вражеских солдат [см. Раши там же].)
  19. Рабби Менахем Мендл Шнеерсон, Ликутей Сихот, т. 9, стр. 1.
  20. Бемидбар, 32:16–19.
  21. Танхума, Матот, 6; Бемидбар Раба, 22:8.
  22. Бемидбар, 32:20-22.
  23. Рабби Хаим Ибн Аттар, Ор а-Хаим, Бемидбар, 32:20.
  24. Иерусалимский Талмуд, Швиит, 6:1.
  25. Бемидбар, 32:24, и Раши, Бемидбар, 32:16.
  26. Мидраш Бемидбар Раба, 22:7. Мидраш (там же, 22:9) интерпретирует стих Мишлей (20:21): «Наследство, поспешно (захваченное) вначале, не благословится впоследствии», как относящийся к Гаду и Реувену. Поскольку они поспешили унаследовать землю за пределами Израиля, они в дальнейшем были изгнаны из нее первыми. Раши в комментарии на тот же стих также цитирует этот Мидраш.
  27. Диврей а-Ямим I, 5:26.
  28. Бемидбар, 32:26–27; Рабби Хаим Ибн Аттар, Ор а-Хаим на тот же стих.
  29. Бемидбар, 32:29.
  30. Там же, 32:30.
  31. Кидушин, 61a.
  32. Бемидбар, 32:33. Важно отметить, что определение «половина» не совсем точно. Нахманид (Бемидбар, там же) убедительно доказывает, что это была группа, состоящая из меньшинства представителей колена, а слово «хэци» («половина») также может означать «часть».
  33. Ибн Эзра, Бемидбар, 32:32.
  34. Нахманид, Бемидбар, 32:33.
  35. Рабби Менахем Мендл Шнеерсон, Ликутей Сихот, т. 28, с. 214.
  36. Дварим, 19:8. См. комментарий Раши на тот же стих.
  37. Там же, 2:5, 2:9, 2:19.
  38. О Торе Талмуд говорит: «Каждая мысль Торы была дана Моше на Синае» (Мегила, 19б). Поскольку Тора соединена с сущностью каждого еврея, каждый раз, когда мы учимся, Моше служит проводником знаний.
  39. Бемидбар, 27:1.
  40. Берешит, 50:25. См. Раши, Бемидбар, 27:1.
  41. Берешит, 41:51, «И нарек Йосеф имя первенцу своему Менаше, ибо «Всесильный дал мне забыть (нашани)… весь дом отца моего». Называя сына в честь своей забывчивости, Йосеф демонстрирует свое желание всегда помнить об отцовском доме, несмотря на то, что он находится в ситуации, которая заставляет его забыть о нем естественным образом. См. Ликутей Сихот, т. 15, с. 433.
  42. Йеошуа, 1:12.
  43. Там же, 4:12, 22:9.
  44. Ваикра Раба, 3:1.
  45. Например, все наши праотцы были пастухами.
  46. Рабби Менахем Мендл Шнеерсон, Ликутей Сихот, т. 8, с. 189–191.

Была ли эта информация полезной?

Да (4)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому