О мотивации
Потенциал человека безграничен. А разница между теми, кто достигает успеха, и остальными, в основном в мотивации. Мотивировать себя к действию непросто, оставаться мотивированным еще трудней. Несколько коротких историй из жизни.
Перед тем, как открыть Воложинскую ешиву, рав Хаим Воложинер пошел к своему ребе, Виленскому Гаону, в надежде, что тот одобрит его идею. Но Гаон остался безучастным. Реб Хаим истолковал эту реакцию как неодобрение. Он уехал домой и несколько лет ничего не предпринимал, чтобы осуществить мечту.
Спустя несколько лет он все ещё не разочаровался в своей идее и однажды решился снова поговорить с Виленским Гаоном, а тот сразу дал согласие.
— Почему сейчас Вы сказали «да», а до этого «нет»? – спросил реб Хаим.
— В первый раз Вы были очень воодушевлены. С заповедями (создание ешивы — заповедь, прим. ред.) такое состояние обычно не связано.
Конечно, надо стремиться к такому уровню, когда заповеди вызывают энтузиазм. Но есть здесь одна опасность: если человек слишком радуется какой-то мицве, ему стоит внимательно исследовать свои мотивы – быть может, они исходят не из хорошего корня.
Как-то в Иерусалиме в канун Песаха умер мудрец Торы.
Рав Йосеф Хаим Соненфелд, которому на тот момент было 77 лет, пришел на похороны. Когда процессия двигалась к кладбищу, вдруг появилась группа арабов. Они явно собирались помешать движению процессии, чтобы евреи не успели похоронить тело до начала праздника.
Рав Блау сказал раву Йосефу Хаиму.
— Оставайтесь здесь. А кто несет умершего, пусть поторопятся, чтобы опередить арабов.
Рав Йосеф Хаим тотчас ответил:
— Думаете, я освобожден от заповеди уважения к мудрецу Торы?!. — И он пустился бежать с невероятной для его лет скоростью и оказался у могилы раньше всех.
Сильная мотивация даже из очень пожилого человека может сделать бегуна.
Много лет назад в Поневежской ешиве был ученик, который обладал большой по тем временам редкостью: Шас – полным собранием Талмуда. И он был очень удивлен, когда в один прекрасный день ему передали, что сам Хазон Иш хочет его видеть.
Великий мудрец сказал ему:
— После 120 лет, если еврей не учил Талмуд, на небе его призовут к ответу. У тебя самого есть Шас. Теперь по сравнению с другими у тебя совсем нет оправданий.
С того дня юноша стал проявлять недюжинную усидчивость.
Когда Рав Мордехай Гифтер, זצ»ל, глава Тельзской ешивы в Кливленде, ещё был мальчиком, он собирал коллекцию маленьких портретов гдолей Исраэль – великих мудрецов еврейского народа, и помещал их в альбом. Одно место он оставил пустым, вложив туда записку такого содержания: «Мордехай, если ты будешь хорошо учиться, возможно, попадешь сюда. Если нет, останешься не при чём».
И он удостоился места в том альбоме.
Существует один вид зависти, который у евреев приветствуется, – зависть страху перед Всевышним. Как сказано: «Да не завидует сердце твоё грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе пред Господом» (Мишлей, 23:17). И еще сказали мудрецы: «Зависть мудрецов увеличивает мудрость» (Бава Батра, 21а). Такая зависть превосходно мотивирует на духовный рост. (прим. пер.)
Отрывок из книги «Double Impact».