В трактате Шабат (10б) сказано, что Рава бар Мехасья передал от имени рабби Хамы бар Гурьи со слов Равы следующее установление:
«Передавая подарок ближнему, надо сообщить ему о подарке».
Талмуд выводит это, опираясь на стих из главы Ки Тиса (Шмот, 31:12-13): «И сказал Господь Моше: Ты же говори сынам Израиля так: однако субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами во всех поколениях ваших, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий вас».
По мнению Талмуда, в этом стихе Творец просит сообщить евреям о великом даре, который Он им передает, – о Шабате и награде за его соблюдение. Слова «чтобы знали, что Я – Господь, освящающий вас» Талмуд трактует следующим образом: «Святой, благословен Он, сказал Моше: есть в Моей сокровищнице бесценный дар, и имя ему Шабат, иди и сообщи им».
Однако Талмуд приводит и другое изречение, которое, на первый взгляд, противоречит сказанному выше: одаривающий ближнего не обязан сообщать ему об этом.
Талмуд отвечает, что нет противоречия между словами мудрецов, поскольку в одном случае речь идет о таком подарке, даритель которого возвещает о своем даре, тогда как в другом случае говорится о подарке, даритель которого неизвестен.
Почему так важно сообщить ближнему о подарке, который ему собираются вручить? Дело в том, что посредством подарка выражается большая любовь к тому человеку, которому его дарят. А в случае, когда о подарке не сообщают, эта любовь скрыта.
Подобное мы видим и из комментария на Пиркей Авот рава Овадьи из Бартенуры (15 в.).
В Пиркей Авот сказано: «Любим человек Господом, ибо он был создан по образу и подобию Его; и особенно любим, ибо Творец сообщил ему об этом».
Поясняет рав Овадья из Бартенуры от имени Рамбама:
«Особую любовь Господь продемонстрировал человеку тем, что сообщил ему: «Смотри, Я создал тебя по Моему образу», — ведь тот, кто делает добро ближнему, должен сообщить ему об этом, тем самым выказывая любовь больше, чем тот, кто об этом не сообщает».
Важно подчеркнуть, что речь идет именно о подарке. Подаяние же нуждающемуся следует давать именно в скрытой форме, чтобы тот не стеснялся его получать. И об этом сказал царь Шломо (Мишлей, 21:14): «Дар, (преподнесенный) втайне, гасит гнев (Творца)».